Время и вечность. Слово на Новый год
В течение Рождественского поста есть немало церковных праздников, когда по уставу разрешается рыба и вино. Проявляя христианскую любовь и рассудительность, в таких случаях для православного человека нормально сесть за праздничный стол со своими близкими и выпить с ними бокал вина. Мы совершаем благодарственный молебен накануне гражданского Нового года, и это правильно. Некоторые ошибочно считают, что православным не надо участвовать в этом событии. «Это нас не касается, — говорят они, — у нас другое время, и Новый год может наступить по «старому стилю» — только 14 января».
Когда-то ведь Новый Год в России праздновали 1 сентября, и совпадал он с церковным новолетием. До сих пор мы именно в этот день начинаем богослужебный круг и входим в наши праздники. Однако при Петре I гражданский Новый Год был перенесен на 1 января, как в Европе. Вообще говоря, это число совершенно условное и, в конце концов, можно было бы выбрать наугад любой день, начиная отсчет нового года именно с него.
Празднование Нового Года — это наше естественное человеческое общение, и мы должны в этом участвовать как все. Это так же нормально, как если мы называем город именно тем именем, которым он сейчас называется, а не так, как нам хочется.
Кроме того, здесь есть и некий смысл: своего рода пророчество о том, что происходит с нами сегодня. Когда Бог вступил во время, Он освятил время, и оно освятилось Его присутствием. Если бы наше общество жило согласно той тайне, которую принес Христос, тогда имело бы смысл праздновать новолетие по церковному календарю — 14 января. Но происходит все большее расцерковление человечества, которое живет само по себе, своим измерением. А расцерковление, развиваясь, приводит к расчеловечиванию общества. Но тем не менее в этом обществе мы живем. И разность дат напоминает нам реальность того, где мы находимся.
С некоторых пор направленность времени изменилась, стала другой. Смена календаря на Западе, как мы знаем, произошла в XVI веке. И это совпало со временем, когда человеческое общество стало жить не так, как оно жило до этого. Вместо того чтобы устремляться в вечность, что естественно человеку по самой его природе, люди устремились в загадочное земное будущее. Они стали жить не теми задачами, которые ставит сегодняшний день, а теми, которые ставит день завтрашний. В конце концов это привело к революциям в Европе, и к той сокрушительной революции, которая произошла в России.
И сегодня люди ради будущего жертвуют настоящим, теряя и будущее, и настоящее, и небесное, и земное. Теряя и вечность, и время. И ради будущего сегодня происходят процессы объединения, стирания границ — не только политических и экономических, но и стирание неповторимых национальных и просто человеческих черт, принадлежащих каждому единственному и неповторимому человеку. Объединение это закончится, как мы знаем, воцарением «человека беззакония», утверждающего как будто торжество времени и всех достижений, какие могут быть во времени, но — с полной утратой благодатной вечности.
Ради этой благодатной вечности, живя в обществе по гражданскому календарю, мы должны позаботиться о том, чтобы сохранить в неприкосновенности наше «священное время» — богослужение по «старому стилю». Ради соблюдения наших постов и празднования праздников со святыми всех веков наш церковный календарь должен остаться неизменным. Неподвижным как вечность, которая входит в нашу жизнь через эти события.
Жизнь христианина проходит в двух измерениях — во времени и в вечности. В связи с этим задумаемся сегодня о тайне времени. У святых отцов есть одно интересное рассуждение, объясняющее тайну пустоты и скуки человеческой жизни. Эта тайна заключается в том, что время, в котором живет человечество, лишено связи с вечностью, и дни не имеют благословения Божия. Это происходит с людьми, которые не знают Бога. И с теми, кто участвует в церковных праздниках, но чисто внешне. И даже с теми, кто когда-то прикоснулся к благодатной жизни, но она не заполнила все его существование, не вытеснила тот обман и смерть, которые есть в каждом человеке.
Вначале Адам, который имел все, но считал, что ему чего-то не хватает в полноте, скучал один. Кажется, это слово про того, кто находится в раю, звучит странно. Но возможность выбора греха вместо верности Богу существовала в нем. Потому что любовь возможна только в свободе, и путь восхождения к бесконечному совершенству Бога бесконечно труден. Не потому ли Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему»? (Быт. 2, 18). Потом Адам и Ева скучали вместе. Это значит, что, несмотря на пребывание с Богом, в них было еще то, что могло дать место диаволу. Так вошла в мир настоящая скука. После грехопадения, когда людей на земле стало много, скука увеличилась. Что произошло в результате этой скуки, мы прекрасно знаем — от изгнания из рая до Вавилонского столпотворения и далее, до сегодняшнего дня.
Падение произошло, оттого что человек в отчаянии искал ложного счастья и ложной радости, не зная причины скуки, которая его наполняет, но ясно сознавая, что никакая земная забота, никакой труд, никакой внешний блеск жизни, никакие успехи не могут заполнить пустоту, которая в нем присутствует. И до сих пор человек очень плохо понимает, что он так значителен, что может быть наполненным только Самим Богом и той жизнью, которую дает ему Господь.
Человеку по его природе свойственно всегда участвовать в празднике, чтобы его жизнь была праздничной и радостной. Человек задыхается в трехмерном пространстве, ему невыносима эта «утомительная повторность» земного бытия, о которой говорит Священное Писание. Человеком овладевает такая скука, от которой он сходит с ума. Когда последняя нить, связывающая время с вечностью, прерывается, человек может придти в состояние беспросветного отчаяния. Он должен чем-то заполнить пустоту, которая в нем образуется, ибо он создан для жизни вечной. Что делает человек, на какие подмены решается!
Например, воскресенье. Для христианина — это день, когда Господом была совершена победа над смертью, царствующей во времени. Это наше приобщение к вечности. А для большинства людей, живущих только во времени, это, как говорят, «выходной» — всего лишь день отдыха от работы, мертвое время. Однако природа человека остается неизменной. В памяти этих людей живет какое-то воспоминание о счастье, и они чувствуют себя как бы морально обязанными веселиться и быть счастливыми. Но когда в душе нет праздника, говорят святые отцы, ничем внешним праздника не создашь. Сколь часто люди живут по принципу: как «убить» время; а смысл жизни христианина — как время оживить. Не находя утешения во времени, человек все больше погружается в ложные сладости, и чем больше он в них погружается, тем большую скуку испытывает. Это обретает иногда безумные формы. Почему происходит сегодня по существу спаивание нашего народа, и нет никакого этому сопротивления? Потому что без Бога люди не могут ни в чем найти радость жизни и понять смысл скорбей, которые им посылаются. И здесь же объяснение, почему так распространяется всюду грех растления.
В день гражданского Нового Года Церковь празднует память святого мученика Вонифатия и мученицы Аглаиды. Этим святым молятся об избавлении от винопития и блудной страсти, потому что сами они долгое время страдали этими пороками. Но Господь открыл им, что есть сокровище жизни и высшая радость для человека, и они сделались способными отдать себя и всю свою жизнь ради Христа, ради жизни вечной.
Дай Бог, чтобы мы, осознавая приближение смерти, не цепенели от страха, как люди, не знающие Христа, а наполнялись радостью, оттого что мы приближаемся к встрече с нашим Господом. Какие бы испытания ни ждали нас на земле, Господь, если мы верны Ему, готовит снова для каждого из нас небесные утешения в празднике Рождества Христова и далее — в Пасхе Господней и во всех великих праздниках, приглашая нас быть причастниками вечной Его радости.
Протоиерей Александр Шаргунов
Источник: Русская народная линия
Фото на заставке: sofija.ru
Просмотрено (129) раз