Рождественский пост: строгости не строго поста. Устав, история, тонкости
Рождественский пост подходит к концу. Впереди нас еще ждет Новый Год, во время празднования которого у православных христиан возникают продуктовые коллизии.
В этом материале не будет дано готовых и простых решений – их нет. Чтобы понимать, как поститься, нужно приложить усилия и попытаться разобраться в Уставе пощения. Этому и посвящен материал. Говорить мы будем не о сокращении, облегчении или отмене поста как такового. Мы попытаемся разобраться, какие предписания на Рождественский пост содержаться в Типиконе и откуда он вообще произошел.
Устав
Итак, Типикон представляется нам эталоном, на который стоит ориентироваться, а все послабления – это отклонения от этого самого эталона. Отчасти это так и есть. Но все же мы должны понимать, что Типикон – это не Священное Писание и содержащиеся в нем предписания могут меняться.
Типикон, которым на данный момент пользуется Русская Православная Церковь, не менялся со времени его публикации в 1695-ом году. Эта редакция основана на издании 1682-го года, которая, в свою очередь, представляет собой существенную переделку дониконовского Типикона 1641-го года. В общем и целом, получается, что если Устав можно очень сильно перерабатывать, то значит, он не является сборником незыблемых правил как, например, заповеди или абсолютные нравственные критерии, изменение которых недопустимо ни при каких условиях и может нести негативные последствия для духовной жизни человека.
Типикон, которым мы ныне пользуемся, не менялся со времени его публикации в 1695-ом году. Эта редакция основана на издании 1682-го года, которая, в свою очередь, представляла собой существенную переделку дониконовского Типикона 1641-го года.
Хочу особо обратить внимание читателя, что я ни в коем случае не призываю к каким-либо протестам или «революциям», которые сами по себе не свойственны православной духовности, а просто излагаю факты и призываю к здоровому анализу и применению сделанных выводов к себе лично, и только к себе – других людей, даже самых любимых и близких, вверим заботам Милосердного Бога.
Что же в нынешней редакции излагает Типикон о Рождественском посте? В 48-ой главе говорится о сорокадневном пощении, соответственно 16 дней в ноябре и 24 дня в декабре (по Юлианскому календарю). В этой же, а также еще в 33-ой главе есть указание, что в понедельник, среду и пятницу не разрешается ни вина, ни масла, но допускается только сухоядение, т.е. употребление невареной пищи, причем до 9 часа (до 15:00) – вообще без еды. Послабление разрешено во вторник и четверг, и только в субботу и воскресенье допускается вкушение рыбы. Здесь же говорится и о других днях продуктового послабления. На Введение – разрешается рыба. На памяти апостола Матфея, священномученика Климента Римского, апостола Андрея, великомученицы Варвары, преподобного Саввы Освященного, святителя Николая Чудотворца, зачатие Анной Пресвятой Богородицы, пророка Даниила и священномученика Игнатия Богоносца – если они припадают на вторник или четверг – то можно рыбу, если на понедельник, среду или пятницу – то масло и вино.
Особый устав пощения касается Рождественского сочельника. Здесь разрешается елей и вино, а для неимущих стран – пиво, но строгость заключается в позднем начале приема пищи – после окончания вечерни с литургией святителя Василя Великого, кои в нынешнее время служатся не по Уставу – утром.
Казалось бы, все понятно и доходчиво расписано, но в Типиконе есть и некоторые противоречия. Из сказанного несложно было увидеть, что о Рождественском посте говорится в 33-ей и 48-ой главах. Так вот, если в 48-ой главе указан перечень дат, на которые разрешается послабление, то в 33-ей – говорится, что в данном вопросе нужно ориентироваться на знак службы: вседневная, славословная, полиелейная, бденная. И вот меньшая строгость в посте разрешается уже в день славословной службы, т.е. посвященной не самым почитаемым святым. Также в 33-ей главе понедельник не выделен как сугубо строгий.
В отношении пощения мирян Устав говорит лишь единожды – когда предписывает им разговение на мясо в праздник Рождества, не зависимо от дня недели.
И еще одно, в 48-ой главе во вторник и четверг предписывается поститься сухоядением, если в эти дни на утрене вместо «Бог Господь» поется «Аллилуйя». В итоге получается три параллельных классификации постных дней: на основании указаний 33 главы, и две – на основании 48 главы.
Содержание Типикона указывает на то, что все его предписания отнесены к «братии», т.е. касаются монахов, о чем дополнительно говорит употребление термина «обитель» в предписаниях поста в престольные праздники. В отношении пощения мирян Устав говорит лишь единожды – когда предписывает им разговение на мясо в праздник Рождества, не зависимо от дня недели.
Происхождение Рождественского поста
Выдающийся русский ученый и профессор дореволюционной Московской духовной академии Иван Данилович Мансветов указывает, что точкой зарождения этой традиции был однодневный пост в канун Богоявления. Если помните, изначально Рождество не имело своей отдельной даты, а праздновалось в один день с Богоявлением. Когда произошло разведение праздников, то помимо Богоявленского, появился еще и Рождественский сочельник. В эти дни, как и накануне Пасхи, христиане вообще воздерживались от вкушения какой-либо пищи. Постепенно количество подготовительных к Рождеству Христову дней начало расти.
Так, например, в 386 году, в слове сказанном в Антиохии святитель Иоанн Златоуст отметил: «Скоро настанет праздник, который более всех праздников достоин почитания и благоговения и который безошибочно можно назвать материю всех праздников. Какой же это праздник? Рождество Христово по плоти… Я уверен, что многие в тот день непременно придут и приступят к этой духовной Жертве. Итак, чтобы нам сделать это не к вреду и не в осуждение, но во спасение души нашей, я уже теперь предупреждаю и прошу вас всячески очистить самих себя и потом приступать к священным Таинствам… Срок этих пяти дней достаточен для того, чтобы очистить множество грехов, если будешь трезвиться, молиться и бодрствовать».
Очевидно, что к началу V века существовала традиция пятидневного приготовления, хотя святитель не говорит конкретно о посте, однако вполне допустимо, что без пищевых ограничений здесь не обходилось. В это же период на Западе формируется традиция Адвента (т.е. Пришествия), но первоначально христиане здесь постились либо неделю к ряду, либо выборочные дни.
Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон, в XII веке признавал, что в его эпоху еще не существовало канонов, регулирующих Рождественский и Петропавловский посты, потому как они «не были переданы канонически божественными отцами».
Свидетельства же о Рождественском посте, не требующие интерпретаций относятся к IX-X векам, и здесь все очень интересно. С той эпохи сохранилось два важных письменных памятника, имеющих отношение к затронутой теме.
Первый – это «Томос» Константинопольского собора 920-го года, примирившего церковные партии, разделившееся в результате четвертого брака императора Льва Мудрого. Здесь есть простое упоминание, без указания продолжительности, что Рождеству Христову предшествует пост.
Второй – палестинский церковный календарь, где говорится о 8-недельном посте. Но помимо этого там идет речь еще о нескольких 8-недельных постах, практически полностью покрывающих весь год, что ставит под сомнение их реальное, строгое соблюдение.
Если говорить о канонах, то правила о Рождественском посте, приписываемые святителю Никифору Исповеднику (жившему в IX веке) имеют более позднее происхождение и были надписаны именем святого, ради большей авторитетности. Известный толкователь канонов Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон, в XII веке признавал, что в его эпоху еще не существовало канонов, регулирующих Рождественский и Петропавловский посты, потому как они «не были переданы канонически божественными отцами».
Но с другой стороны, в объяснении 69 апостольского правила он пишет: «Заметь же из настоящего правила, что в строгом смысле слова существует один сорокадневный пост, относящийся к Пасхе, – ведь если бы были и другие, правило упомянуло бы их тоже. Однако хоть мы и постимся в другие посты, относящиеся к праздникам: святых апостолов, Успения Пресвятой Богородицы и Рождества Христова, мы не подвергнемся за это стыду».
В послании к жителям Антиохии Федор Вальсамон, отмечает, что в каноническом смысле Четыредесятницей может быть только пост перед Пасхой, остальные же – должны соблюдаться не менее пяти дней, но в Константинополе, где он постоянно проживал, принята традиция сорокадневного пощения и в канун Рождества. Эту традицию Федор и предлагает взять за образец.
Постепенно увеличивается и строгость соблюдения поста, но поначалу она касается лишь монастырей, а потом распространяется и на мирян, хотя и не повсеместно. Сегодня в Элладской и других греческих Церквях существует практика соблюдения Рождественского поста мирянами в течении одной недели, а для монашествующих – все сорок дней. В Русской же Церкви, ориентировавшейся именно на монашескую традицию, всегда и всеми верующими полностью соблюдалась Рождественская четыредесятница.
* * *
Из сказанного, думаю, каждый может сделать выводы для себя. Главное помнить, что не в «сакрализации» продуктовых ограничений суть всякого пощения, а в самодисциплине и самоограничении ради самого важного в жизни христианина – ради встречи со Христом.
Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Союз православных журналистов
Фото на заставке: spzh.news
Просмотрено (126) раз