Слово в Неделю святых отец
В праздник святых отец Церковь напоминает нам, что все великие личности, о которых идет речь в Священном Писании, велики только величием Бога. Об этом возвещает Сам Господь апостолу Павлу: «Сила Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9). И это то, что явлено в Богомладенце Иисусе, возлежащем в яслях.
Родословная Спасителя, которую мы услышим завтра за литургией, ― не просто перечисление древних имен. В ней ― тройное поучение. Эта родословная венчает всю историю Ветхого Завета ― царей, священников и пророков. Надо было, чтобы Христос наследовал от Своих предков три служения ― царское, священническое и пророческое. И, восприняв их в Своей личности, распространил эту тройную власть на тех, кто уверует в Него. «И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян. 2, 17). «Вы ― род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел» (1 Петр. 2, 9).
Мы не можем не обратить также внимание, что в этой родословной ― имена пяти женщин, и четверо из них ― грешницы. Фамарь, которая заманивает своего тестя в любовные сети, Рахав ― иерихонская блудница, предающая свой город в руки израильтян, Руфь ― юная язычница, соблазнившая богатого землевладельца Вооза, Вирсавия ― супруга высокопоставленного военного, которая выходит замуж за Давида после того, как царь предал ее мужа смерти.
Далеко не все предки Христа являются праведниками. Но, несмотря на все свои грехи, они глубоким, всежизненным, покаянным обращением к Богу приближают приход Искупителя мира. Единственная Святая, Пренепорочная, Пречистая в этом наследии Спасителя ― Приснодева Мария.
Эта родословная согласно Евангелию от Матфея, ― от Авраама до Иосифа. А родословная согласно Евангелию от Луки идет в обратном порядке ― от Иосифа Обручника до Адама и до Бога. Святой праведный Иосиф не является отцом Иисуса Христа по плоти, но только Его восприемником. Во Христе Иисусе Бог восприемлет нашу человеческую природу, а святой праведный Иосиф благодатью Духа Святого ― Божественную.
В Евангелии от Иоанна, которое мы слышим на Пасху, нам предлагается еще одна, иная родословная: рождение Бога Слова в недрах Отчих. В этой родословной, в книге родства Иисуса Христа, таинственным образом участвуем все мы, «верующие во имя Его, те, кому Он дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения мужа, но от Бога родились». «И Слово стало плотью и обитало с нами».
Эта тройная родословная Христа, согласно Евангелию от Матфея, Евангелию от Луки и Евангелию от Иоанна, выражает веру человеческого рода в тайну Воплощения. Как говорят святые отцы, Христос ― дар Бога людям и дар людей Богу.
Господь говорит: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2, 17). И Он говорит: «Я в мир пришел, чтобы свидетельствовать о истине, всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин. 18, 37). И еще: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12, 49). Страшно состояние этого мира. «Он пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1, 11). Но всем верным ― всем хранящим верность Своему Господу, как звезда Вифлеема, сияет надежда, которая не постыжает. Все люди всех времен ― современники Христовы. Мы не можем ни на что надеяться в наступающем новом году, и вся жизнь наша будет как бы ничто, если мы не примем Его смиренно и радостно, с решимостью быть верными Ему во всем до конца, как Божия Матерь, как святой праведный Иосиф, как пастухи и волхвы в холодной ночи этого мира.
Протоиерей Александр Шаргунов
Источник: Русская народная линия
Фото на заставке: ekzeget.ru
Просмотрено (44) раз