Стараться жить по воле Божией. Слово в Неделю святых отец
Сегодня Святая Церковь совершает память нескольких событий: предпразднство Рождества Христова, память святых отец в Неделю, предшествующую самому празднику Рождества, и память святого праведного всероссийского пастыря, батюшки Иоанна Кронштадтского. Евангелие, которое мы слышали за Литургией, представляет нам событие Рождества Христова, а предшествует описанию этого события длинное родословие Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Не всем нам понятно, зачем столь долгое перечисление имен. А перечисление это представлено нам двумя евангелистами: Матфеем, Евангелие от которого мы слышали сегодня, и Лукой. Только Матфей перечисляет предков, от которых произошел Спаситель, от Авраама, а Лука – от Адама и Бога.
Когда мы приходим к кому-то в гости, в семью, мы часто видим портреты, висящие на стенах. Это портреты бабушек, дедушек, сродников. И, может быть, чаще вешают портреты тех, которые были чем-то славны, чем-то отличились и могут служить примером и назиданием для остальных родственников. Портреты же тех людей, которые, может быть, преступили закон Божий, закон человеческий, стали дурной славой имениты, порой снимают со стен, не вешают и стараются забыть этих людей, не говорить о них детям, внукам и другим родственникам в своей семье.
Немного по-другому обстоит дело в том родословии, которое приводит евангелист. Среди сродников по плоти, от которых произошел Господь наш Иисус Христос, были как великие праведники, о которых мы слышали в сегодняшнем Апостоле, дающие нам пример несокрушимой веры, как Авраам, так и люди грешные, которые преступили заповеди Божии, шли против совести. Может быть, порой мы не задумываемся, что среди тех людей, о которых мы слышали сегодня, была и Фамарь, обманным образом совершившая кровосмешение, и блудница Раав, и Вирсавия прелюбодеица, и Руфь язычница, иноплеменница, которая не имела в себе крови еврейского избранного Богом народа.
Почему так происходит? В тропаре предпразднства, который мы слышим сегодня, содержится всем нам известное гимнографическое повествование: «Христос раждается прежде падший воскресити образ». Действительно, Господь восстанавливает образ не только еврейского народа, но и язычников, и грешников, берет как бремя грехи всего человечества на рамена Своя. Святитель Филарет, митрополит Московский образно описывает, что происходит, когда Господь заключает как бы в объятия весь род человеческий. Он – Бог, чтобы иметь силу понести на Себе немощи человеческие, Он – Человек, преискренне приобщившийся плоти и крови нашей, чтобы соделать человеков причастниками Божественного естества.
Он – Человек, преискренне приобщившийся плоти и крови нашей, чтобы соделать человеков причастниками Божественного естества
Но что же это за огромная семья Божия, о которой говорится? Надо сказать, что до пришествия Спасителя история человечества более продолжительна, чем по Его пришествии. Она насчитывает более 5,5 тысяч лет, и все это время люди жили ожиданием, верою. Все они понимали, что утратили что-то очень важное, что дано было им Богом и чего по какой-то причине, как они смутно ощущали, они лишились. Что же это было? Это была свобода. Величайшая свобода бывает там, где присутствует Дух Божий. Это был разум, превосходящий разум всей остальной твари. Это была власть над всем творением, которую человеку дал Бог.
И мы с вами порой ощущаем какую-то ностальгию, чувствуем, что нам чего-то не хватает, что мы очень несовершенны здесь. Как бы в каких-то грезах, мечтах мы понимаем, что мы должны быть лучше. По замыслу Божию мы задуманы были другими, чем мы с вами есть на самом деле. Так вот, эта история длиной чуть более 5,5 тысяч лет – это история того, как любовь Божия шла навстречу ожиданию со стороны рода человеческого. Чтобы человек встретился с Богом, и Господь действительно совершил подвиг искупления, принял немощь человеческого естества, вознес человека на небо, и образовалась новая христианская семья.
Кто же теперь в мире, уже освященном Духом, являются сродниками Богу? Об этом говорит Сам Спаситель: «Иже бо аще сотворит волю Отца Моего, иже есть на небесех, той брат Мой, и сестра, и мати Ми есть» (Мф. 12: 50). Если мы хотим войти в эту славную семью, то нам надо жить по воле Божией. А что же это за воля Божия? Воля Божия преподана нам в книгах преимущественно Нового Завета, где изложены заповеди, наставления, преподанные Богом роду человеческому. Но человек остается как бы тоненькой ниточкой привязанным к тому греху, который совершил Адам. Где-то в глубине сердца он живет в нем, эта порча сопровождает его на всем жизненном пути. И человеку свойственно подменять свободу Божию «свободой» диавольской, власть над творением, которую дал Бог, властью над другими людьми с тем, чтобы творить им зло, исполнить волю диавола.
Если мы хотим войти в эту славную семью, то нам надо жить по воле Божией
В Евангелии есть некая антиномия, которую обличает Господь. Ведь есть и другие люди, которые в Евангелии называют себя не только сынами Авраама, но и сынами Божиими. Это те иудеи, которые искушали Господа. Что Он говорит о них? – «Ваш отец – диавол, и вы хотите исполнить похоти отца вашего» (Ин. 8: 44). Обличает Господь этих людей, по гордости называвших себя чадами Авраама и чадами Божиими, а по слепоте своей не видящими, Кто перед ними стоит – сама Истина и Божество.
Зачастую для каждого из нас в большой христианской семье или в нашей малой семье, где мы живем, будь это домашний очаг, или монастырь, или другое место, возникает вопрос: как же сделать так, чтобы эта семья была объединена одним духом, жила любовью и добром? Порой наши наставления бывают не слишком действенны, потому что мы, сами не исполняя заповедей, о которых говорит Спаситель, не исполняя волю Отца, не можем и другим преподать это. Потому наиболее верный путь – это постараться в себе самом воссоздать тот самый падший образ, который должен стать для нас идеалом, светочем, путеводной звездой.
Фото: monastery.ru
Если мы вспомним житие святого праведного Иоанна Кронштадтского – о нем написано очень много книг, – то мы удивимся тому, что люди, которые один раз увидели его за службой, или просто во время путешествия обменявшиеся с ним несколькими словами, или направившие ему письмо и получившие ответ, кардинально изменяли свою жизнь. Почему же так происходит? Наверное, так может действовать и каждый из нас, если будет жить по воле Божией, стараться, чтобы на первом месте в жизни был Бог. Не будем забывать слова апостола: «Вы – род избранный, царственное священство» (1 Пет. 2: 9). Будем помнить о своем высоком призвании. И в предстоящие нам радостные дни Рождества будем молиться Богу о том, чтобы и малая наша семья, и большая семья мира христианского укреплялась, и мы поистине, не на словах только, становились родными, близкими и любимыми друг другом. Аминь.
Иеромонах Павел (Щербачёв)
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (64) раз