Рождественское послание митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа
Рождественское послание митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа клиру, боголюбивой пастве и всем верным чадам Иваново-Вознесенской епархии Русской Православной Церкви.
Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Поздравляю всех вас с мироспасительным праздником Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!
«Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие», — так Святая Церковь славит нынешнее торжество. Ликование о родившемся в мир Спасителе составляет сегодня наше главное переживание.
Но из Священного Писания известно, что далеко не все были рады Рождеству Христову. «Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним», — читаем мы в Евангелии от Матфея (Мф. 2, 3). Известный духовный писатель святитель Иннокентий Херсонский так объясняет эту тревогу – иудейский правитель опасался за свою власть, а народ боялся суда со стороны новорожденного Мессии.
Сегодня общество обуреваемо другими тревогами – за свое здоровье, состояние близких, ближайшее и более отдаленное будущее. Переживания эти в некоторых случаях очень сильны. Иногда возникает ощущение, будто бы уже исполняется евангельское предсказание: люди станут умирать «от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную (Лк. 21, 26).
Страх – духовная реальность нашего времени. Как известно, он ослепляет человека, парализует его волю. Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Кто боится, тот имеет муку и несовершен». Так он комментирует слова апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4, 18).
Есть два разных страха. Первый из них, о котором мы говорили, порожден страстями и грехом, нечистотой человеческого сердца. Второй, страх Божий, является глубинным качеством настоящего верующего христианина.
За богослужением Рождественского сочельника мы слышали отрывок из книги пророка Исаии, где перечисляются свойства грядущего в мир Спасителя (Ис. 11, 1-3). Говорится, что на Христе, «Жезле от корня Иесеева», почиет «Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия», и Его исполнит «Дух страха Божия». Как нам это следует понимать?
Святитель Кирилл Александрийский пишет, что вочеловечившееся Слово Божие ради нашего спасения усвоило себе «все принадлежности человеческого естества». В том числе и страх Божий. Но он полностью противоположен нашим тревогам, боязням, панике. Ему, как утверждает псалмопевец Давид, нужно учиться (Пс. 33, 12).
Основатель монашества, преподобный Антоний Великий говорит: «Страх Господень хранит человека и бережет». Он называет такое состояние «началом добродетелей и премудрости», прогоняющим «тьму в человеческом сердце», а преподобный авва Исаия — «защитником ума против всех врагов его». По словам последнего, «кто боится Бога и внимает гласу совести, тот от всех страстей отвращается».
Узнать, есть ли у нас такие качества, можно достаточно просто. Вот критерии, которые предлагает аввы Исаия: «Если огорчаешься тем, что словами твоими пренебрегают, если будут у тебя какие-либо житейские сделки и ты, потерпев ущерб, восскорбишь о том, если во взаимных разговорах хочешь, чтобы слово твое взяло перевес, если смущаешься, когда кто ложно оговорит тебя, то нет в тебе страха Божия». Имеющий же его, по словам преподобного Ефрема Сирина, «не любит злословить, не услаждается чужими тайнами, не ищет себе отрады в падении других».
Вот, всечестные отцы и матери, братья и сестры, к какому страху мы должны стремиться. Прочие же тревоги и боязни греховны по своей природе, порождены нашими страстями
«Зрите, друзи, и не бойтеся», — слышали мы в одном из песнопений предпразднества.
Родившийся ныне Христос именуется в нем «содержащим жизнь и смерть», «живущим и спасающим мир».
Подлинные вера и любовь изгоняют греховный страх из человеческого сердца. Страхом же Божиим, будем преодолевать, как говорит святитель Василий Великий, «всякого рода душевные недостатки».
Пусть вдохновляют нас слова святого апостола Павла: «Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Рим. 8, 14 – 17).
Благословение родившегося ныне Христа Спасителя да пребудет со всеми вами, «ибо Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5, 20).
«Не бойся, малое стадо! Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12, 32).
+ИОСИФ
Глава Ивановской митрополии,
митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский
Рождество Христово
город Иваново
25 декабря 2021/7 января 2022 года
Источник: Иваново-Вознесенская епархия
Фото на заставке. Фрагмент: blagovest2000.ru
Просмотрено (2) раз