Фарисеи ли мы? Слово в Неделю по Рождестве Христовом
Оказывается, можно исполнять все правила, но при этом быть далеким от Бога. А ведь многие из нас на этом и останавливаются, считая пребывание в Церкви и исполнение правил главной целью своей духовной жизни.
Великое множество людей окружало Христа во время Его земной жизни. Невозможно даже помыслить, какие толпы следовали за Ним. И только немногие дошли с Господом до Креста. Эти немногие, ставшие основанием Церкви, в большинстве своем другим казались самыми настоящими грешниками, сором для мира: разбойники, блудники, мытари и язычники. Из всего Евангелия мы видим удивительный парадокс: те, кто были презираемы и ненавидимы обществом, были намного ближе ко Христу, а те, которые считались элитой того времени, были отвергнуты Им. Это разрыв всех общепринятых шаблонов и стереотипов ветхозаветного мышления. О чем это говорит? Все это свидетельствует о том, что нет более мерзкого греха пред Богом, чем мнимая праведность. Люди, которые видят себя праведными в собственных глазах, получили нарицательное имя – фарисеи. Фарисей – это тот, кто пытается казаться лучше, чем он есть на самом деле. Эти набожные люди исполняли все религиозные предписания, но при этом не менялись внутренне – не любили людей, осуждали, превозносились. Оказывается, можно досконально и скрупулезно исполнять все богослужебные особенности и уставные указания, можно вычитывать все правила и быть прилежным в исполнении церковных требований, но при этом быть далеким от Бога и не видеть Его за обрядовой стороной. А ведь многие из нас на этом так и останавливаются, считая пребывание в Церкви и исполнение правил главной целью своей духовной жизни.
Мы думаем, что фарисейство ушло в далекое прошлое и совершенно чуждо нас. Но фарисейство зарождается именно в религиозной среде, и потому чувство собственного превосходства над другими находит свое основание и среди тех, кто находится в стенах Церкви. Приходится констатировать тот факт, что институт фарисейства никуда не исчез, он продолжает расцветать пышным цветом среди людей, называющих себя христианами. Сколько бы лет человек ни находился в храме, для него всегда существует опасность стать фарисеем, то есть человеком, который по-настоящему стремится к святости, исполняя заповеди Божии, но при этом, оставляя внутреннее делание, абсолютно не возрастает духовно. А потому неважно, как долго человек пребывает в Церкви – двадцать, тридцать или сорок лет, по-настоящему важно то, чему научило его это долгое пребывание, что вынес он из этого полезного и как преобразилось его сердце.
Неважно, как долго человек пребывает в Церкви, по-настоящему важно то, как преобразилось его сердце
Сегодня мы слышали Евангельское слово, которое наглядно показывает нам, как тонко скрывается фарисейство в человеке. Направляясь в Иерихон, Христос встретил на пути слепца, умолявшего исцелить его, а «благочестивые» люди, спутники Христовы, заставляли его замолчать. Только посмотрите, какая циничность. Их не интересуют болезнь и проблемы этого несчастного человека, для них «своя рубашка ближе к телу», они думают лишь о себе и о решении свои мелких вопросов, им нет дела до чужой боли, а потому они заставляют молчать этого несчастного, живущего под покровом непроглядной тьмы. И при всем при этом это благочестивое сообщество следует за Христом, жадно поглощая каждое Его слово и восхищаясь совершенными Им чудесами, но, находясь так близко ко Христу, они так и не усвоили главный урок любви.
Если мы спроецируем эту историю на себя, то получится, что все мы также следуем за Христом, но не видим рядом с собой идущих, таких же братьев и сестер, которые нуждаются в нашей помощи, поддержке и просто в добром слове. Большинство людей впервые приходят в храм именно тогда, когда им непросто, когда происходит какая-то серьезная жизненная драма, когда рушится мир в их душе. Они искренне приходят за помощью к Богу, начинают делать первые шаги в Церкви, по сути, они еще слепы, и движимые Божественной любовью они идут на ощупь, а когда сталкиваются с нами, продвинутыми христианами, начинают разочаровываться в том, что не видят в нас Духа Христова, сотканного из любви. Больно видеть, когда мы, верующие люди, призванные быть светом мира и солью земли, служим соблазном для неокрепших душ, подаем пример таких духовных уродливости и невежества, которые заставляют людей бежать из Церкви. Это самая настоящая трагедия, и совершается она не где-то в миру, а за церковной оградой. Мы готовы с важным видом всезнайки долго и нудно поучать ближнего основам христианской веры, заниматься бесполезным морализаторством, но никто не готов по-настоящему тратить свое время на человека, погружаясь в его проблемы и уделяя ему свое время. Нам проще побыстрее отделаться от человека, бросив на ветер пару умных фраз, которые стали для нас настолько избитыми и привычными, что мы порой сами не придаем им должного значения: молись и смиряйся. Порой человеку не нужно всех этих известных истин, ему не нужны ни деньги, ни пища, ему важно, чтобы его выслушали и просто пожалели, это и есть главное средство для исцеления израненной души. Каждый человек знает, что такое грех, он знает, что есть вещи, которые ему нужно исправить в своей жизни, а мы приходим с важным и умным видом и начинаем учить тому, чего сами в своей жизни не исполнили. Мы говорим правду, но эта правда не исцеляет, а, наоборот, добивает человека, душит его, ввергает в отчаяние, а нужно всего лишь навсего пожалеть такого страдальца. Нам же проще пройти мимо, заставляя молчать того, кому действительно эта помощь необходима.
Мы приходим с важным и умным видом и начинаем учить тому, чего сами в своей жизни не исполнили
Но Господь никогда не проходит мимо несчастных и ищущих Его. Своим примером Он учит нас милосердию и состраданию, Он каждому из нас уделяет Свое время. Откроем и мы свои сердца для Бога в эти радостные и святые дни, согреем теплом всех тех, кто только начинает свой духовный путь, протянем руку помощи нуждающимся, и тогда Господь станет нашим Вечным Другом. Аминь.
Иеромонах Кирилл (Попов)
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (144) раз