Выбрать страницу

Лесная роща нашей души

Лесная роща нашей души

Грех настолько опустошил наши души, что их можно сравнить с лесом, сожженным дотла. Однако с ветром, дождем и солнцем (очищением, озарением, обожением) лес может восстановиться.

Сегодня я хочу немного поговорить о том, как мы читаем отцов Церкви и не понимаем их. Мы так часто их не понимаем – или, что еще хуже, думаем, что понимаем, – потому что мы привлекаем хорошо обученный, современный, рациональный ум к задаче понимания. Всего несколько дней назад я разговаривал с прихожанкой в моем приходе, у которой не получалось усвоить некоторые вещи из учения святого Максима Исповедника об исцелении души. В контексте разговора мне пришла в голову метафора, которую она сочла полезной, поэтому я хочу поделиться ею с вами сегодня.

Мы не понимаем отцов Церкви, потому что привлекаем рациональный ум к задаче понимания

Она размышляла о трех стадиях, или фазах, исцеления души, о которых пишет преподобный Максим Исповедник: очищении, озарении и обожении. Св. Максим говорит, что человек прежде всего очищает свои чувства: страсти и рассудочный аспект ума. Это достигается посредством Божией благодати – с точки зрения нашего спасения и нашего преображения в сынов Божьих по Его милости, и это всё Его дар. Однако необходимо сотрудничать с этим даром посредством аскетической практики и, таким образом, преображения порочных страстей в противоположные им добродетели. Например, гнев можно преобразовать с помощью любви, а вожделение – с помощью самоконтроля.

Рациональная часть нашего разума, которая почти всегда наполнена мыслями, очищается вниманием и молитвой. Это происходит, когда мы обращаем внимание на то, о чем думаем (не позволяя случайным, нежелательным или греховным мыслям сознательно оставаться в нашем уме). Когда мы молимся, направляя свое внимание к словам молитвы, наш ум успокаивается.

Когда мы молимся, наш ум успокаивается

Теперь, прежде чем продолжить, я хочу еще раз подчеркнуть, что это работа, которую Бог совершает в нас, и мы в этом соработничаем с Ним. Сами по себе попытки внимания и контроля над нашими мыслями приведут либо к проявлению разочарования (например, как попытка согнать рой пчел с помощью мухобойки), либо к проявлению высокомерия, которое ведет к заблуждению. Бог должен спасти нас; но мы должны сотрудничать с Ним.

Но поскольку наши страсти все-таки в какой-то мере находятся под контролем, а наш разум иногда успокаивается, по Божьей благодати и нашими собственными усилиями, тогда мы можем направить свое внимание на наш ум, наши мыслительные способности.

Слово «nous» – это греческое слово, которое на английский часто переводится как «ум» или «интеллект»; но в техническом словаре православных духовных писателей «nous» относится конкретно к той части нашего разума или внутреннего мира, которая способна воспринимать божественные вещи, духовную истину или реальность.

Иногда отцы называют ум «оком сердца». Когда наши чувства очищаются через аскетизм и молитву (а именно – через обретение добродетели, контроль над своими мыслями и внимание в молитве), мы обретаем способность воспринимать или быть озаренными благодатью Божией.

Отцы церкви называют это «θεωρία», что часто переводят как «созерцание», но я думаю, что это вводящий в заблуждение перевод. Потому что это не просто «размышление о чем-то»; скорее, этот термин предполагает видение.

И в то время как святой Максим Исповедник, кажется, сосредоточен на божественной теории, святой Исаак Сирин говорит также о теории сотворенных вещей. То есть святой Исаак говорит о видении сердца применительно к сотворенным вещам и одновременно об умном видении божественных вещей. Таким образом, озарение включает в себя не только видение (сердцем, разумом) несотворенных реальностей, но также видение божественных слов в сотворенных вещах. Я думаю, что это своего рода то, что значит видеть весь сотворенный мир, всё в творении, как икону.

Следующий этап исцеления души по учению преподобного Максима Исповедника называется «обожением». Это действительное участие в божественной жизни, выходящее за рамки простого ее видения или восприятия. Но я не могу много рассказать об этой стадии по двум причинам: во-первых, и что наиболее важно, я не думаю, что когда-либо испытывал ее, а если и испытывал, то лишь кратчайшим и слабым образом. А во-вторых, божественные вещи, хотя они и могут быть видны разуму, невыразимы. Вот что сказал апостол Павел о своем видении, переживании третьего неба: «И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12: 3–4).

Это всё довольно пьянящие вещи, и на самом деле всё, что я сказал до сих пор, было вступлением. Моя настоящая цель сейчас – рассказать о том, как наш современный рациональный ум понимает или, скорее, не понимает такую ​​схему.

Когда наш разум слышит об этих трех уровнях обожения, мы почти всегда понимаем это в конкретных категориях. Наш ум за годы обучения (во всех формальных и неформальных формах) приучен понимать категорию как нечто разграниченное. Например, когда мы думаем о категориях «собака» и «кошка», мы думаем, что всё в категории «собака» – это только то, что к ним и относится, и ничего больше, никаких птиц, жуков или напоминаний о кошках. И хотя категории собак и кошек могут иметь общие элементы, это только потому, что обе относятся к более крупной категории, называемой «млекопитающие». Наш современный рациональный ум приучен видеть всю реальность таким образом.

И дело не в том, что такое мышление плохое. Такой образ мышления хорошо работает для понимания некоторых физических аспектов созданных вещей (например, он удивительно полезен, если вы хотите построить мост, башню или корабль), но он совсем не служит нам, когда дело доходит до понимания человеческой души.

В частности, когда дело доходит до понимания того, что может иметь в виду святой Максим Исповедник, когда он говорит об исцелении души через очищение, просветление и обожение, наше современное рациональное мышление ставит нас в затруднительное положение. Если очищение – это только одно, не включая никаких частиц озарения и обожения, как можно когда-либо продвигаться в духовной жизни, пока он или она находится в теле, подверженном греху?

Именно такой вопрос мне задала прихожанка. Далее следует метафора, которая пришла мне в голову в тот момент и которую она сочла полезной. Надеюсь, что для вас это тоже будет полезным.

Вместо того, чтобы думать об очищении, озарении и обожении как об отдельных категориях, думайте о них, скорее, как об описании аспектов органического процесса: например, о восстановлении хвойного леса после сплошной вырубки или разрушительного пожара.

Грех настолько опустошил наши души, что их можно сравнить с лесом, сожженным дотла. Однако с ветром, дождем и солнцем (то есть со всей Божьей благодатью) лес может восстановиться. Но лес возвращается к жизни постепенно; и этапы, хотя они происходят относительно последовательно, не должны происходить в абсолютной последовательности.

Первым этапом естественного лесовосстановления являются травы и различные травянистые и кустарниковые растения, которые появляются практически сразу. Я сравниваю это с первой стадией исцеления души: очищением.

Второй этап – рост некоторых быстрорастущих лиственных деревьев, тополя, ольхи и осины (по крайней мере, там, где я живу). Эти деревья не начинают расти равномерно. Скорее, они появляются группами, здесь и там, в зависимости от состояния почвы, количества воды и солнечного света. Я сравниваю это со второй стадией исцеления души: озарением. Важно отметить, что опыт второго этапа начинается даже тогда, когда большая часть поля всё еще покрыта травами различных видов. Он начинается здесь и там, местами, как дает это нам благодать Божия, даже когда мы всё еще в основном пытаемся очистить свои чувства.

И чудо из чудес, когда я прохожу через маленькие кусты лиственных деревьев, разбросанных тут и там по полю моей души, что я вижу в темной, хорошо затененной части маленькой рощи? Пробираясь сквозь лиственный покров за последние несколько лет, я с удивлением обнаружил небольшое хвойное дерево, ель или пихту, а может быть, даже кедр. Пройдут годы, а на самом деле столетия, прежде чем это поле снова станет большим хвойным лесом, но процесс идет, и все три стадии присутствуют или, по крайней мере, потенциально присутствуют.

Так и в нашей духовной жизни – многие из нас большую часть времени будут уделять первому этапу духовной борьбы: очищению наших чувств посредством аскетической дисциплины, контроля над страстями и развития привычки к внимательности. Но даже если мы сосредоточены в основном на этой первой стадии, это не означает, что по милости Божьей у нас также не может появиться маленьких проблесков света то здесь, то там, в области нашей души.

И кто знает, может быть, со временем и продолжающейся борьбой глубоко в сердце одной из тех маленьких рощ, в самой темной, самой нетронутой части, саженец большого кедра пустит корни. Может быть, даже сейчас, даже когда мы сосредоточены в основном на первой стадии, Бог уже дал нам глубоко в нашем сердце, по крайней мере, начало третьей стадии: немного, малейшее дыхание обожения…

Священник Михаил Гиллис
Перевела с английского Александра Калиновская
Источник: Сретенский монастырь

Фото на заставке: monastery.ru

Просмотрено (77) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

26 ноября - Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, родился в Антиохии (современная Сирия) около 347 года, в семье военачальника. Иоанн Златоуст – вселенский учитель православной церкви, один из трех ее «великих святителей», озаривших мир светом истинного христианского учения... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »