Почему христиане вспоминают обрезание Христа по иудейскому обряду? | Воскресенский храм (старый) г. Вичуга

Выбрать страницу

Почему христиане вспоминают обрезание Христа по иудейскому обряду?

Почему христиане вспоминают обрезание Христа по иудейскому обряду?

Сегодня Православная Церковь отмечает праздник обрезания Господа Иисуса Христа. Общеизвестно, что согласно ветхозаветному закону над младенцами мужского пола в 8 день по рождении совершали обрезание «крайней плоти». Этот обряд символ завета, когда-то заключенного между Богом и патриархом Авраамом (см.: Быт. 15:5; 22:17).

Господь наш Иисус Христос родился в иудейском народе, и согласно этому должен был быть обрезан.

И все же это не объясняет зачем нам, христианам, помнить это событие и праздновать его? Ведь было очень много иных иудейских праздников, которые Христос и апостолы отмечали, но которые для нас не имеем значения, так как мы принадлежим и исполняем Новый Завет – закон благодати, но не закон ветхозаветных предписаний и обрядов.

Для верного понимания смысла сегодняшнего праздника, вспомним слова апостола Павла из послания к Галатам: «Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону» (Гал. 4.4). Мы все недавно уже слышали это выражение, так как этот текст апостольского чтения на Рождество Христово. Итак, Богочеловек Иисус Христос, как сказано, подчинился закону.

Разумеется, речь идет о ветхозаветном Моисеевом законе. Зачем же Мессия подчиняется этому закону?

Прежде всего, Христос не какой-то бунтарь, и не революционер, которого из Него не раз хотели сделать за эти две тысячи лет. Даже Его строгие облечения фарисейства, и собственно, лицемерного отношения к исполнению Моисеева закона носит не бунтарский, а назидательный характер. Ветхий Закон мог быть принят к совершению с точки зрения его внутреннего содержания, которое сводилось к любви к Богу и к ближнему: «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:40). А мог быть воспринят, и увы часто так и было, к чисто формальному исполнению. В результате чего и появилось ставшее нарицательным фарисейское лицемерие и жестокосердие. Апостол Павел в одном из посланий пишет: «буква убивает, а дух животворит» (2Кор.3:6).

Итак, Христос добровольно подчиняется Закону Моисея и самым главным признаком этого подчинения является обряд обрезания. Христос не бунтарь нарушающий Закон, но его исполнитель, как Он и Сам говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17).

Однако, о каком исполнении Закона говорит Христос? Неужели о всех тех бесчисленных предписаниях, исполнение которых в то время считалось признаком благочестия? Само Евангелие неоднократно свидетельствует, что нет, не об этом исполнении Закона идет речь. Снова вспомним, что есть буква Закона, а есть дух, то есть глубокий, духовный смысл. И самое важное духовное содержание Ветхозаветного Закона – это ожидание Мессии-Спасителя. Господь Иисус Христос, обличая лицемерие фарисеев, говорит им: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39).

Цель Ветхого Завета в том, чтобы приготовить народ к пришествию Спасителя. Все символы, обряды, образы, пророчества Ветхого Завета в конечном итоге, как линии, сходятся в одной точке – явлении ожидаемого Спасителя.

А исполнение Им – Господом Иисусом Христом – основополагающий обрядов Ветхого Завета показывает, что обетования исполнены. Исполнение обрядов Ветхого Завета Господом одновременно означает и их завершение. Всё – Ветхий Завет завершен. Мессия пришел. И исполняя обряды Ветхого Завета Он тем Самым показывает, что Он не противник Закона, а исполнитель обетований, и одновременно это означает, что наступает Новый Завет.

Таким образом, обрезание, совершенное над Богомладенцем одновременно исполнение и завершение Закона; и символизирует преемственность Заветов. Святой апостол Павел прямо указывает на подготовительные функции Ветхого Завета, когда пишет: «Закон был для нас детоводителем ко Христу…по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя» (Гал. 3:24-25); также: «конец закона – Христос» (Рим.10:4). А в послании к Евреям тот же апостол говорит даже резко: «Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евр. 8: 8-13).

И если в Ветхом Завете был богоизбранный народ – «семя Авраамово», то есть потомки Авраама по плоти, то в Новом Завете членом такого богоизбранного народа может стать всякий человек, независимо от нации. Главным условием принадлежности к новозаветному человечеству является не происхождение, а вера во Христа: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники (Гал. 3:26-29). Таким образом, «семенем Авраамовым», истинными наследниками обетований, данных Аврааму Богом, становятся именно христиане, мы с вами, дорогие братья и сестры!

Сегодня за Литургией мы слышали чтение из послания святого апостола Павла к Колоссянам, в котором апостол объясняя преемственность между Заветами, говорит, во Христе мы «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11), − подразумевая под этим Таинство Крещения. Таким образом, ветхозаветный обряд обрезания был только прообразом новозаветного Крещения. Ведь как обрезание было знаком принадлежности к богоизбранному народу – ветхозаветной Церкви, так и Крещение – это дверь в Церковь новозаветную. Крещение – это врата в Церковь. Именно поэтому Крещение отменяет необходимость обрезания, так как последнее было только прообразом, некой тенью истинного обрезания − «обрезания нерукотворного».

Но что означают слова «нерукотворное обрезание»? Обрезание крайней плоти символизирует отделение от человека того, что ему не нужно, что мешает его чистоте. Подобным образом и Крещение называется «нерукотворным обрезанием», поскольку посредством Крещения от человека отсекается его ветхое, греховное, нечистое, порочное. И дается возможность войти в благодатное собрание нового народа Божия, именуемое Святой Соборной и Апостольской Церковью. Таким образом, показывая преимущество крещения, как «нерукотворного обрезания» над обрезанием рукотворным, ветхозаветным, праздник Обрезания Господня своими богослужебными текстами готовит нас к грядущему двунадесятому празднику Богоявления или Крещения Господа нашего Иисуса Христа. И хотя в исторической измерении между этими двумя событиями в жизни нашего Спасителя 30 лет, для нас важно их сотереологический, то есть относящееся к спасению, смысл. Это значение измеряется не часами, неделями или годами, но благодатью, данной в полной мере нам через Господа Иисуса Христа: «вы имеете полноту в Нем» (Кол.2:10), Которому слава, честь и поклонение во веки веков! Аминь!

Епископ Сильвестр (Стойчев)
Источник: Православная Жизнь

Фото на заставке. Фрагмент: pravlife.org

Просмотрено (117) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
29 апреля — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

25 апреля - Иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы) с водосвятным молебном
Живоносный источник — икона Божией Матери. В православной традиции Богоматерь Живоносный Источник прославляется как Источник жизни, ибо от Нее произошел Христос — Путь, Истина и Жизнь. Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый пасхальный день. Пятница Светлой седмицы выделяется особо: тем, что в этот день впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах Русской Православной Церкви, и тем, что в самом богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник». Появление этого образа связано со следующим чудесным событием... дальше

Радоница

29 апреля - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 27 апреля. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

22 апреля — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

25 апреля — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

26 апреля — Суббота Светлой седмицы. Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

27 апреля — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее » Иконы Божией Матери Виленской - Остробрамской далее »