Выбрать страницу

Земная жизнь – училище борьбы с перерывами на вечность. Святочные думы

Земная жизнь – училище борьбы с перерывами на вечность. Святочные думы

Святки продолжаются. И сегодня вместе с традиционным празднованием Нового года по старому стилю мы празднуем Обрезание Господне и день памяти Василия Великого.

Временной промежуток между Рождеством Христовым и Богоявлением – особенный. На протяжении всего года не найдется столь длительного праздничного периода. Даже после Пасхи всего через неделю мы начинаем соблюдать посты по средам и пятницам. Светлую седмицу мы как-то держимся, затем праздничая радость начинает потихоньку затухать, житейские проблемы выходят на первый план. Во время же Рождественских святок Церковь, традиции и следующие один за одним православные и не очень праздники не дают нам войти в рабочий ритм.

Пение колядок, походы в гости к крестным и, конечно же, праздничные службы помогают еще какое-то время сохранить торжественный настрой удаляющейся Рождественской ночи. И вот в этот период мы молитвенно почитаем святителя Василия Великого. Каждому из нас хорошо знакомо его имя, а для большей радости стоит сказать, что составленная им литургия, как более масштабная по содержащимся в ней молитвам в сравнении с литургией святителя Иоанна Златоуста, в уставе Софийского собора в Константинополе считалась праздничной и более торжественной.

Думаю, многие могли заметить, что отмечаемые нами праздники, особенно церковные, носят некий характер «автономности» в том смысле, что они содержат в себе объективную радость, абсолютно не зависящую от наших текущих проблем и переживаний. Даже если нас одолевают скорби, то в момент торжества они никуда не деваются, они просто отходят на фоновый план и никак не портят радости встречи со Христом, а нередко благодаря им эта встреча бывает еще более близкой и трепетной. Все так же и на святках в этом году.

Нехватка каких-то материальных средств, болезни, проблемы взаимоотношений с близкими – все осталось на своих местах. Однако при этом мы все равно находим силы радоваться Рождеству Христову. И это прекрасно, так надлежит быть.

«Подлинно, это – дары бессмертного Щедролюбца! Ибо Чье естество неизменяемо, у Того и даяние нескончаемо. Поэтому здешняя борьба праведных временна, а победа и тамошние награды вечны».

Святитель Василий Великий

Это подтверждают и слова святителя Василия Великого: «Жизнь человеческая коротка, маловременные радости многотрудного жития – паутинная ткань, наружный блеск жизни – сон. Но весьма блажен покой праведных; упокоение на небесах бесконечно. Подлинно, это – дары бессмертного Щедролюбца! Ибо Чье естество неизменяемо, у Того и даяние нескончаемо. Поэтому здешняя борьба праведных временна, а победа и тамошние награды вечны».

Для большего вдохновения святитель Василий сравнивает нашу земную жизнь с военным училищем. Прохождение учебы в данном случае связано со многими трудностями: интеллектуальными, моральными, психологическими и физическими. Таким образом, удовольствие от процесса обучения минимальное. Но настоящий воин четко понимает, ради чего он все это терпит и мужественно переносит, а также хорошо осознает, что он тем самым приобретает.

Так и в земной жизни, пишет святитель Василий, у нас большое количество противников. Подумаем о том, что удовольствия лишают твердости. Сколько в нас бывает решимости и запала в перенесении тягот, и как они быстро улетучиваются, как только мы позволяем себе расслабиться. В малом согрешающий уже начинает процесс своего падения, даже если поначалу он не ощутим. Роскошь ослабляет мужество.

Любой труд ради достижения поставленных целей требует самоограничений, тем более, если речь идет о вечной жизни. А вот роскошь – это снятие всяких ограничений с материальных, чувственных удовольствий. Подавляющее большинство из нас не знает, что такое роскошь, но расслабления и утрата мужества у нас все равно происходят, а значит, и этот порок нам не чужд.

Далее святитель Василий говорит, что «уныние расслабляет силы». Думаю, что каждый проходил через состояние, когда хочется опустить руки, просто лежать и ничего не делать, когда проблемы так сильно давят и кажется, что нет никаких сил им противостоять. Но и эти состояния проходят, главное – в момент испытания учиться благодарить Бога и помнить, что это не вся жизнь, это лишь временное препятствие. Бок о бок с этой скорбью идет страх, вгоняющий в отчаяние.

«Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13).

Апостол Павел

В земной жизни мы постоянно сталкиваемся с неизвестностью, которая не может не пугать – на то она и неизвестность. Когда страх полностью поглощает человеческий ум, тогда последней порабощающей «печатью» становится отчаяние. Потому в таких ситуациях вслед за апостолом Павлом нужно повторять: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13).

Для лучшей демонстрации того, чем является жизнь человека, святитель Василий описывает образный земной путь. После родовых мук матери появляется ребенок, чей выход в свет сопровождает плачем. Сначала ему предстоит преодолеть свои, чисто детские испытания, затем скорби будут связаны с учебой и воспитанием, не обходящимися без наказаний. Потом может быть военная служба, испытания, связанные с карьерным ростом и т.д. И вот человек удостоен заслуженной славы, уважения, возможно, даже любви. Ему бы насладиться плодами своих трудов, пожить, наконец, в покое, а нет – жизнь клонится к закату, и смерть, посмеиваясь над нашей суетностью, уже стучится.

«Такова жизнь человеческая, – делает вывод святитель Василий, – непостоянное море, зыбкий воздух, неуловимое сновидение, утекающий поток, исчезающий дым, бегущая тень, собрание вод, колеблемое волнами».

Однако чуть далее мы читаем уже вдохновляющие слова: «Видишь бурю, правь искуснее; смотри, как плывешь, не затопи ладьи своей, нагрузив ее или богатством, приобретаемым неправдою, или бременем страстей».

Во всем этом житейском сумбуре христианские праздники – глоток свежего воздуха, возможность остановиться и еще раз вспомнить, ради чего мы живем на этом свете. «Автономность» торжества, о которой было сказано вначале, его независимость от земных переживаний и скорбей, свидетельствует о его неотмирности. Встреча с Богом в богослужении, таинствах и молитве – это мгновения вечности, надежности и подлинной реальности в постоянной изменяемости и текучести окружающего мира.

Во всем этом житейском сумбуре христианские праздники – глоток свежего воздуха, возможность остановиться и еще раз вспомнить, ради чего мы живем не этом свете.

От рассмотренных рассуждений святителя Василия Великого веет трудом, упорством, мужеством и терпением. Он много говорит об испытаниях, но, знаете, свои наставления святитель озаглавил «Утешение больному». Казалось бы: какое утешение, когда находящемуся в скорбях человеку мы говорим о скорбях? Но в том и их ценность, что они не дают ложной надежды и указывают на то, чему надлежит быть.

Поступающий в военное училище молодой человек не строит иллюзий насчет того, что ему там будет мягко спать и сытно есть. Он осознанно идет на эти испытания ради высшей цели – служения и защиты ближнего. Потому каждый из нас трудится ради Того, Кто «сошел с неба, и не отлучился от Отца; родился в вертепе, и не сошел с престола; возлег в яслях, и не оставил Отчих недр; родился, воплотившись от Девы, и как Бог, был без отца; снисшел, и не отлучился от горних; взошел, и не соделал прибавления в Троице; в образе раба явился, и не утратил равночестия со Отцем, но есть Слово, и Образ, и Сияние». Главное – не забывать о сказанном.

Что ж, нам есть Кем вдохновляться, у Кого учиться и за Кем следовать. Пусть же несущие неземную радость святки станут для нас очередным импульсом в преодолении скорбей, окончание которых простирает нашу жизнь далеко за пределы земного бытия.

Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Союз православных журналистов

Фото на заставке: tatmitropolia.ru

Просмотрено (54) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

17 июля - Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии

17 июля – день памяти святых Царственных страстотерпцев Благочестивейшего Самодержавнейшего Государя Императора Николая Александровича, Супруги Его Благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Феодоровны, Наследника Благоверного Царевича Алексия Николаевича, Благоверных Великих Княжен Ольги Николаевны, Татианы Николаевны, Марии Николаевны и Анастасии Николаевны. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года было совершено ужасное злодеяние - в Екатеринбурге в подвале Ипатьевского дома были расстреляны Государь Император Николай Александрович, Его Семья и верные люди, добровольно оставшиеся с Царственными узниками и разделившие Их участь... далее 18 июля - Обретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) — святой, величайший подвижник земли Русской, основатель Троице-Сергиевой лавры. Почитается в Русской Православной, Греко-католической и Англиканской Церкви. Его житие - это пример жизни во Христе, где главное - это любовь к Богу и ближнему... далее Прмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна - внучка английской королевы Виктории, супруга великого князя Сергея Александровича (+1905), основательница Марфо-Мариинской обители в Москве. В ночь на 5 (18) июля 1918 года была убита большевиками: сброшена в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска. Прославлена в лике святых Русской православной церкви в 1992 году... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

17 июля — Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии далее »

18 июля — Обретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского далее » Прмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары далее »

20 июля — Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, кн. Московской далее »

21 июля — Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани далее »