Выбрать страницу

Чего в первую очередь мы должны ждать в праздник Крещения Господня?

Чего в первую очередь мы должны ждать в праздник Крещения Господня?

До IV столетия Рождество Христово и Крещение Господне было одним праздником, называлось оно Богоявление. Т. е. Бог пришел в мир, явился, открылся миру для того, чтобы спасти человечество.

В тематику празднования Богоявления входили Рождество Христово, Крещение Господне как явление Бога миру и выход Христа на проповедь и на служение, явление миру во время Крещения Спасителя Святой Троицы: Бог Сын крестился, Бог Дух Святой сошел на него в виде голубя, и слышен был глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17).

Позже по конкретно историческим причинам Рождество Христово стало праздноваться 25 декабря по старому стилю (7 января по н. ст.). Праздник же Крещения Господня остался на своем месте. И эти два праздника объединяет общая тема Богоявления: Господь пришел в мир, чтобы спасти людей. Поэтому и период от Рождества Христова до Крещения Господня является общим периодом Святок, словно бы одним сплошным святым днем, в который мы зрим велию тайну явления Бога в мир. Поэтому Рождественский и Крещенский сочельник в богослужебном смысле тождественны, одинаковы: утром – великие часы с чтением тематических евангельских зачал, изобразительны, вечерня, соединенная с Литургией святителя Василия Великого, вечером – великое повечерие с литией и полиелейная утреня. Разница состоит лишь в том, что после Литургии святителя Василия Великого в Рождественский сочельник из алтаря износится горящая свеча на подсвечнике, символизирующая собой Вифлеемскую звезду, и духовенство вместе с народом перед иконой Рождества Христова поет славление празднику, состоящее из тропаря и кондака Рождеству Христову. А по заамвонной молитве Литургии в Крещенский сочельник происходит великое освящение воды (агиасмы – с греческого «святыня»). Похожи оба сочельника друг на друга и в плане пищевого поста. В эти дни положено вкушать коливо и растительную пищу с елеем. Разрешается же пост уже 7 января и 19 января соответственно после Литургии.

И самое главное, чего мы должны ждать в праздник Крещения Господня, – это открытия Тайны Богоявления Святой Троицы Отца и Сына и Святого Духа в наших сердцах. Как это делал святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. С помощью церковных служб, молитвы, исповеди причастия Тела и Крови Христовых мы должны очистить свое сердце, свой разум и свое тело, чтобы узреть, ощутить Бога, изволившего явиться в мир, чтобы спасти всех нас: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).

Чтобы с нашими Святками не получилось так, как пишет в своем грозном предупреждении-проповеди об этом освященном Богом периоде святитель Феофан Затворник: «Начнутся теперь увеселения пустые, буйные, разжигающие похоти: глазерство, кружение, оборотничество. Любящим всё это сколько ни говори: “укротитесьˮ, они затыкают уши свои и не внемлют – и всегда доведут светлые дни праздника до того, что заставят милостивого Господа отвратить очи Свои от нас и сказать: “мерзость Мне все эти празднества вашиˮ! И действительно, многие из наших увеселений общественных воистину мерзость языческая, то есть одни прямо перенесены к нам из языческого мира, а другие, хотя и позже явились, но пропитаны духом язычества. И как будто нарочно они изобретаются в большем количестве в дни Рождества и Пасхи. Увлекаясь ими, мы даем князю мира – мучителю своему, противнику Божию, повод говорить к Богу: “что сделал Ты мне рождеством Своим и воскресением? Все ко мне идут!ˮ».

Но радость должна быть не только от того, что ты можешь поесть мяса, и не от того, что полезешь в прорубь, а потом выпьешь водки да хрустнешь огурцом. Нет. Радость должна быть даже не от того, что ты набрал крещенской воды. Потому что и великая агиасма в этот день – второстепенная вещь. Радость должна быть от того, что ты пришел в храм, и тебе там открылся Бог, ты прикоснулся к великой тайне Богоявления миру Святой Троицы, которая и освятила для тебя сию воду – великую агиасму. Потому что это не какая-то просто сильная сама по себе вода, коей некоторые, имеющие языческое устроение мышления, пытаются придать магическое значение. Нет. Второе Лицо Святой Троицы, Сын Божий – Господь наш Иисус Христос изволил войти в воду и освятить Собой источники водные. Как поется в тропаре предпразднества Богоявления: «Христос явися, всю тварь хотя́ обнови́ти». И вот в праздник Крещения Господня происходит с помощью воды очищение-обновление всей твари. Потому что Бог сошел в источники водные и превратил воду в «жидкий» небесный огонь, попаляющий грех, скверны да нечистоты и демонов. И третье название праздника Богоявления, Крещения Господня – праздник Просвещения. Потому что кропится весь мир: церкви, жилища, мы – весь мир великой агиасмой и освящается, и просвещается.

Так поспешим же, дорогие братья и сестры, не только к воде, но паче и наипаче к Единственному Подателю и Источнику всех благ и самой жизни нашей – к Святой Троице Отцу, Сыну и Святому Духу. Ей же слава ныне и присно и во веки веков. Аминь!

Протоиерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь

Фото на заставке. Фрагмент: pravlife.org

Просмотрено (60) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

27 ноября - Апостола Филиппа

Апостол Филипп - один из 12-ти апостолов. Был третьим из апостолов, призванным Иисусом Христом (по Евангелию от Иоанна). За проповедническую деятельность апостол Филипп был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии... далее

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского

Святитель Григорий Палама — архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма, часто именуется отцом (особенно в греческих церквах) и учителем Церкви... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »