Приближаясь к Богоявлению: радость и суровость праздника
Мы приближаемся к празднику Крещения Господнего, но, помимо радости, от него веет и суровостью.
Христианин – это человек, живущий на земле, но всей своей сущностью устремленный к Богу, к Царству Небесному. Данное положение многие из нас вроде и так понимают, однако реальные дела, поступки нередко говорят об обратном. Мне кажется, что сегодня такая проблема возникает по двум причинам. С одной стороны, мы живем в довольно мирное время, в том смысле, что нам, как христианам, не угрожает физическая расправа. С другой стороны, большинство из нас было крещено «автоматически» в детстве, а потому не ощутило «перехода» из мира в Царство вечности. В этом плане совсем другая обстановка, например, в Сирии, Египте, Эфиопии, Нигерии, Индии и др. странах. Там принять крещение означает подвергнуть себя и своих родных вполне конкретному риску. На такой шаг может решиться только тот, кто осознанно это делает, кто четко понимает, что он приобретает в случае потери жизни или здоровья. Обо всем этом сегодня приходится говорить, потому что мы «такие себе» христиане – часто в нас нет горения, ревности, жажды правды и даже любви.
В воскресенье перед Богоявлением всегда читается небольшое евангельское зачало об Иоанне Крестителе, которое в преддверии праздника как нельзя лучше способствует размышлениям на затронутую тему. «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мк. 1:3), – слышим мы слова апостола Марка. Давайте задумаемся, а разве не в пустыне неверия, расслабленности, разрушения абсолютных ценностей и уничтожения вечных ориентиров мы живем? Кто из наших соотечественников (да даже близких и родных людей) реально слышит покаянный призыв Господнего Предтечи? Кто действительно готовит путь Богу? Ответы на эти вопросы, думаю, очевидны для многих из нас. Что уж говорить о людях, далеких от Церкви, когда «соль земли» постепенно теряет свою силу. Мы не можем полностью дистанцироваться от окружающего нас общества, да и не нужно это, ведь там еще есть люди, способные услышать Благую весть, но только не мир должен влиять на нас, а мы на него.
Вспомним еще, что Иоанн Предтеча проповедовал «крещение покаяния для прощения грехов» (Мк. 1:4) и «крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1:5). Таким образом, слышавшие голос «вопиющего в пустыне» люди еще до того, как Спаситель послал Духа (Ин. 15:26), уже приносили покаяние, тем самым выражая готовность изменить свою жизнь раз и навсегда. К сожалению, мы можем только представить, какие изменения, какая трансформация происходили внутри человека, тратящего большое количество сил ради того, чтоб в конечном итоге стать христианином. Дальнейшая история и опыт Церкви говорят нам о концептуальном сохранении этой последовательности.
Практически на каждой Литургии мы слышим молитвы о тех, кого уже нет – об оглашенных. Мы все хорошо знаем, что это были люди, готовящиеся принять крещение. Но задумывались ли мы когда-нибудь, что значит быть оглашенным? Каково это – регулярно, по несколько раз в неделю, тратить свое свободное время на изучение Священного Писания и освоение основ вероучения? Каково это – стоять лишь часть службы, а потом покидать ее, не имея возможности подойти к Чаше? Каково это – каяться, не получая окончательного отпущения грехов? Каково это – бороться за право стать христианином, право, которое мы получили, вообще не напрягаясь?! А может, когда человек проходит через всю эту «полосу препятствий», то намного больше ценит принадлежность к Церкви, больше дорожит своей верой?
Вот почему от праздника Богоявления веет суровостью – он напоминает нам, каким должен быть образ христианина, напоминает и о том, насколько мы этому образу не соответствуем. «Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1:8), – говорит Иоанн Предтеча, а апостол Матфей передает еще прибавку из двух слов: «и огнем» (Мф. 3:11). Насколько же важно принести покаяние еще до того, как придет сжигающий пороки Святой Дух! Если человек не готов расстаться с грехами, не готов отдать их в сожжение Духу, то не ровен час, как и сам может «загореться», не выдержать и малейшего присутствия Бога. Мы не виновны в том, что были крещены в детстве, да и плохого в этом ничего нет, если ребенок возрастает и воспитывается в вере. Просто приходится говорить о том, что, возможно, одна из причин отсутствия в нас горения как раз и кроется в том, что и в Церкви мы не росли, и за право стать ее членом особо не боролись. Но самое важное, что Таинства Крещения и
Миропомазания носят печать неизгладимости, а потому дарованная в них благодать никуда не «улетучивается», она всегда может быть «активизирована» личным усилием и желанием принести плоды веры. Очень вдохновляющими здесь станут слова сщмч. Григория (Лебедева), епископа Шлиссельбургского: «Только Бог может в корне изменить человеческое ничтожество. И чистая душа понимает это. Только Бог может огнем истребить человеческий смрад и вдохнуть дыхание новой жизни веянием очистительно творческой силы Святого Духа. Таково крещение души: смерть в огне, погребение и восстание в воде очищения и обновление в благодати Святого Духа».
Приближаясь к празднику Крещения Господнего, давайте наполняться и радостью, и смирением, давайте помнить о любви Божьей, но не забывать и о суровости, давайте участвовать в торжестве благодати, но помнить и об ответственности. Если уж Иоанн Предтеча – величайший из рожденных женами (Мф. 11:11) – «недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (Мк. 1:7), то что говорить о нас? Грядет явление Бога на Иордане, и к такому событию нужно готовиться, чтоб дать Господу возможность Свою суровость и справедливость покрыть Своею милостью и любовью.
Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Православная Жизнь
Фото на заставке. Крещение Господне (Богоявление). М. Нестеров. 1890–1894 гг. Роспись в крестильне Владимирского собора в Киеве. Фрагмент: pravlife.org
Просмотрено (220) раз