Суд и осуждение | Воскресенский храм (старый) г. Вичуга

Выбрать страницу

Суд и осуждение

Суд и осуждение

Если помнить слова Евангелия: «Каким судом судите, таким будете судимы», то можно избавиться от греха осуждения, тяжкого и, увы, широко распространенного.

Не судите, да не судимы будете (Мф. 7: 1).

На первый взгляд, легкая заповедь. Легкая потому, что если присмотреться внимательно и проанализировать, мы увидим, как это просто не осуждать ближнего, тем самым защищая уста и душу свою от греха. В конце концов осуждение ближнего – это не то, что укоренилось в нас с рождения. Это что-то внешнее, что, часто не основываясь на страсти и ненависти, является результатом нашего легкомыслия и небрежности. А также это происходит из-за обычной склонности часто говорить о других.

И всё же осуждение и упрек – это вовсе не мелкий, а тяжкий грех, который, к сожалению, широко распространен. Мы встречаемся с этим повсюду. Это как загрязненная атмосфера, которой мы постоянно дышим. Для людей это стало явлением обычным и привычным. «Нет никакого наслаждения критиковать другого человека», – говорит святой Григорий Богослов. Именно широкое распространение осуждения ближнего делает этот грех неизбежным и неотвратимым, и поэтому следует относиться к данной Господом заповеди «Не судите» с большим вниманием.

Никто не может отрицать нашу печальную действительность. И ни один здравомыслящий человек не может всерьез оправдываться тем, что «все другие тоже осуждают». Плохо, если критерием и правилом нашей нравственной жизни станет чья-то непорядочная жизнь. Наша собственная совесть, независимо от того, насколько она омрачена неразберихой и беспорядками в нашем обществе, будет протестовать и противиться осуждению. Она будет кричать, что правилом нашей жизни должен быть не голос мира и мирские привычки, а ее собственный голос, который в конечном счете является голосом Бога! Поэтому каждый человек находит Божию заповедь «Не суди» правильной и справедливой, даже если он сам часто впадает в грех осуждения.

Желание и привычка судить и критиковать других – попытка узурпации силы и прав Господа

«Не судите!» В самом деле, для чего судить кого-то? Зачем беспокоиться о том, что говорят и делают другие? Кто назначил нас исследователями, контролерами и судьями поведения других людей? Никто! В конце концов, разве сами мы не грешим? Слово Божие много раз и решительно запрещает осуждение ближнего. «Не суди», – повелевает Господь, потому что только Он имеет право судить. Он Законодатель и Судья! Перед Ним стоят все осуждающие и осуждаемые. И поэтому наше желание и наша привычка судить и критиковать других – это попытка узурпации силы и прав Господа. Это неуважительно по отношению к Праведному Судье.

Поэтому апостол Иаков, брат Господа, говорит осуждающему: «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Иак. 4: 12). И тебе лично Бог заповедал уважать и любить своего ближнего. Когда вы упрекаете своего брата, вы нарушаете и презираете Закон Бога. Своим поступком вы осуждаете и отменяете закон любви. Вы больше не хранитель, а разрушитель закона: «Кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон» (Иак. 4: 11). Итак, своим осуждением вы совершаете грех, возможно, более тяжкий, чем тот, который совершил ваш брат.

И апостол Павел добавляет: «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Рим. 2: 1). Мы все ответственны перед Богом. Мы дадим Ему ответ за все наши мысли и действия. Но если вы критикуете и осуждаете других, какое оправдание вы предоставите Господу и как вы осмелитесь просить Его о милосердии? Тем более вы знаете, как сильно Бог гневается на грешников, а упрек – это грех. Как бы нам не остаться неоправданными в тот великий день Второго Пришествия! Подумайте, что человек, которого вы судите, может раскаяться (или уже раскаялся) и обрести милость перед Богом, спастись и прославиться, в то время как вы остаетесь с тяжелым чувством вины осуждения. Итак, осуждая кого-то, вы осуждаете себя.

Осуждая кого-то, вы осуждаете себя

Вдохновленные Богом заповеди Священного Писания кажутся нелегкими для исполнения. Строгое осуждение против осуждения. Во многих местах Библии справедливо запрещается обвинение, как неуважение к Богу и отсутствие любви к ближнему. Именно это имел в виду святой Иоанн Златоуст, когда говорил: «Братья, давайте не будем жестокими судьями и обвинителями других, чтобы не понести ответственность перед Богом. Не будем забывать, что мы также имеем серьезные грехи, которые нуждаются в большем прощении. Так давайте же проявим милосердие к другим, независимо от того, насколько тяжко они согрешили, чтобы и нам можно было просить у Бога милости и благодати!»

Так пусть слово Господа будет правилом и девизом нашей жизни! Не судите, да не судимы будете.

Димитрис Панагопулос
Перевод с греческого Константин Митин
Из журнала «Η ΑΓΙΑ ΜΑΡΙΝΑ», Илиуполис, Афины. Ноябрь 1993
Источник: Сретенский монастырь

Фото на заставке: Фреска храма Сретения Владимирской иконы Богородицы Сретенского монастыря / monastery.ru

Просмотрено (139) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном


В исцелении расслабленного, человека, который был болен в течение тридцати восьми лет, нам показано, как велика сила и любовь Господня, которая воистину побеждает всякое зло, всякий грех и дает радость там, где безысходная скорбь... далее

Скоро праздник

13 мая - Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского

Святитель Игнатий Брянчанинов - богослов, ученый и проповедник. Несмотря на сословную принадлежность дворянству, принял монашеский постриг. Пробыв послушником в нескольких монастырях, стал настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом. Написал несколько сочинений о христианской жизни, примененное к требованиям современности: «Аскетические опыты», «Аскетическая проповедь», «Приношение современному монашеству», «Отечник». В его писаниях ясно раскрывается сущность правильного духовного пути, а также разъясняются те тонкости духовного делания, которые могут быть неверно истолкованы при чтении древних аскетических трактатов... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

10 мая — Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном далее »

13 мая — Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского далее »

14 мая — Преполовение Пятидесятницы далее » Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее » Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» далее »

15 мая — Перенесение мощей блгвв. кнн. Бориса и Глеба далее »

16 мая — Прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского далее »