Иисусова молитва и ее благодатные дары
Воскресные беседы, составленные по учениям святых отцов. Иисусова молитва.
Иисусова молитва как правило
Молитва – это дыхание души. Без нее не может быть ни веры, ни спасения, ни благодатных даров, ниспосылаемых Богом. В качестве молитвенного правила христиане используют молитвенные сборники, акафисты, Псалтырь, богослужебные чинопоследования, взятые из Триоди, Октоиха или Минеи. Но, существует и другая практика.
После приобретения определенного молитвенного опыта все суточные чинопоследования (разумеется, кроме литургии) заменять Иисусовой молитвой. В тех монашеских общинах, где существует такая традиция, назначается или определенное время для чтения этой молитвы, или же определенное количество четок. Как правило, начинают эту практику с тридцати минут, во время которых тело подвижника должно оставаться неподвижным, ум внимательным к словам молитвы, а сердце чистым от любых помыслов. Постепенно время пребывания в этом умном делании увеличивается, добавляется также ночная молитва.
Нам известны отшельники, которые могут прибывать в таком нерассеянном сосредоточенном состоянии до восемнадцати часов. Постепенно покаянная молитва Иисусова сливается с дыханием и становится непрерывной, не покидая подвижника даже во время сна. Правильный критерий для молитвенных занятий – не ощущать после них никакого изнеможения и усталости. Тот, кто правильно молится, не может устать от такой молитвы, потому что только в ней ум находит покой от помыслов, а сердце от дурных страстей.
С годами подвижник приходит к чистой и свободной благодатной молитве, на каждое слово которой сердце откликается целительными утешающими слезами покаяния, которые благотворно очищают душу.
Матерь Божия – первая помощница в молитвенной практике
Постоянное пребывание в молитвенном подвиге и постнических трудах не может не привести к обретению духовных плодов очищения сердца и стяжания благодати. Для того, чтобы успеть при земной жизни стяжать обОжение, необходимо иметь великую веру в Православие, великую решимость в стяжании молитвы и великое усердие в обретении любви и милости Божией. Чем сильнее будут трудности и препятствия в духовной жизни, тем обильнее и полнее будет становиться пребывающая благодать.
На пути духовного возрастания и преодоления душевной немощи нет лучшего и скорейшего помощника, чем Матерь Божия. Скольким искренне ищущим спасения Она даровала великую ревность в покаянии, слезной молитве и сокрушении о своих грехах. Царица Небесная, Пресвятая Богородица – источник утешений и первейшая наша Споручинца на пути ко спасению. На Ее молитвы и помощь вся наша надежда.
Без самоотречения и отсечения всякого саможаления освящение сердца невозможно. Хотя подвижник и стремиться устранить из своего сердца все мирские заботы и попечения, в нем никогда не иссякнет любовь к ближним и служение им своей молитвой. Его цель – возрастать в молитве, восходя в ней от силы в силу и полноту благодати, для которой нет препятствий и расстояний. Когда люди встречаются с подвижником, пребывающим в благодати, ему не нужно говорить много поучений, так как он даже молчанием наполняет миром и покоем души и сердца всех, кто с ним соприкасается. Истинный делатель молитвы одним своим благодатным присутствием прогоняет из страждущих сердец дурные помыслы и приносит облегчение.
Старец Кирилл Павлов
Вот как иеромонах Симон (Безкровный) вспоминает те годы, когда он еще был духовным чадом старца Кирилла (Павлова):
«Когда мы были послушниками, то у дверей старца всегда выстраивалась очередь монахов, желающих попасть к нему на исповедь или попросить у него мудрого совета. Чего только не передумаешь, стоя у дверей любимого аввы, о чем только не хотелось ему поведать! Сколько заготавливалось заранее вопросов, чтобы получить на них нужный ответ! Но как только мы попадали в его келью, душу охватывали неземной мир и покой.
– Ну, что молчишь? – улыбается батюшка.
– Отче родной! – вырывался из самой груди недоуменный возглас. – Все вылетело из головы!
– Ладно, иди с Богом!
И старец ласково касался груди послушника. Как горело и ликовало его сердце по возвращении в свою келью, какие чудесные тихие слезы облегчения и радости источало оно от встречи с таким удивительным и чадолюбивым духовным отцом! Всех благ душе твоей, любимый Отче!»
Благодатные дары Духа Святого
На трудных путях спасения тому подвижнику, который прежде своего спасения не поддается соблазну учительствовать и окормлять своих чад, намного легче стяжать непрестанную молитву и прийти в нетеряемое состояние духовной зрелости и святости. Если зрелый молитвенник и духовно опытный воин откажется от частого общения и встреч со своими чадами и последователями, то в своем уединении он не только избежит многих соблазнов и вкусит неизреченных небесных благ, но и самим своим ученикам принесет намного больше пользы, чем когда бы он их постоянно поучал. Некоторые духоносные Отцы предпочитали вовсе не брать себе учеников и достигали таких духовных высот, которые теперь могут казаться нам сказкой и вымыслом. Как это не трудно постигнуть, но отсутствие учеников открывало им неизмеримо большие возможности для всецелого и совершенного достижения спасения.
Ожившему и освятившемуся духовному сердцу Господь Иисус Христос открывает Свои несравненные Небесные дары, из которых самые сокровенные – Божественное смирение, Мудрость, неиссякаемая Божественная Любовь, как Жизнь Самого Бога. Кроме этих даров любящее Бога сердце получает такие добродетели, как совершенное рассуждение и глубокое проникновение в тайну Спасения и сокровенный смысл Евангельских заповедей.
Читая жития святых, мы по своей немощи и духовной слепоте восхищаемся их дарами чудотворений и прозорливости, а свидетельством святости для нас являются посмертные чудеса и исцеления от нетленных мощей. Но те, кто имеет реальный опыт и успех в духовной жизни, выделяют совершенно иные критерии. Смиренное сердце, облечённое в благодать, обладает в первую очередь даром пребывать в ничем не возмущаемом духовном созерцании и восхищении, постигая таким образом мир небесный и земной. Оно видит все сущее достойным любви и молитвенной помощи и может мгновенно различать, что ему спасительно, а что нет. Святой имеет дар беспрепятственно действовать по воле Божией на благо всех людей, приводя их ко спасению, а также глубокое постижение Божественного промысла.
Земное счастье и небесное блаженство
Есть счастье Небесное, которое открывается внутри нас, как вечное Царство Божие, а есть счастье земное, тленное, которое окрадывает нас, разменивая нашу жизнь на временные и преходящие подобия счастья. Счастье земное мимолетно, непостоянно и низвергает душу в темные бездны отчаяния. Небесное блаженство вечно и открывается в сердце как духовное Небо, распахнутое в бесконечные блаженные просторы Святого Духа. Земное счастье возникает в результате исполнения некоторых наших бесчисленных желаний и представляет собой обманчивое наслаждение мира сего.
Совершенное отречение от бесчисленных, изматывающих душу, мирских желаний ради стяжания Царства Небесного есть нескончаемое Небесное блаженство нищеты духа. Совершенное отречение от разрушительной страсти гнева ради беспредельного мира Христова есть нескончаемое Небесное блаженство миротворцев. Совершенное отречение от убийственной гордости ради созерцания Лика Божия есть нескончаемое Небесное блаженство чистого сердца.
Земные наслаждения смертоносны все до одного, Небесные блаженства – полностью животворящие, ибо они и есть Жизнь Вечная.
Протоиерей Игорь Рябко
Источник: Союз православных журналистов
Фото на заставке: pravoslavie.ru / spzh.news
Просмотрено (218) раз