Как выбрать крестного родителя
Быть крестным родителем нелегко, поэтому подходить к его выбору нужно с большим вниманием. Церковь запрещает становиться восприемниками людям, которые не являются православными христианами. Как человек, не живущий благочестивой и подлинно христианской жизнью, может ей научить другого? Крестный родитель должен быть человеком высокой нравственности, способным вселить в крестника стремление исполнить обеты крещения.
Обычно первые три раза новокрещенный приступает к Святой Чаше вместе со своим восприемником. Разумеется, сам крестный должен часто причащаться Христовых Таин. Помимо этого, крестный должен жить активной церковной жизнь, отдавать положенную десятину, соблюдать посты – другими словами, жить благочестиво и свято.
Человек, которому предстоит стать крестным родителем, должен стремиться сохранить связь со своим крестником на всю жизнь, поддерживать его в духовной жизни и всегда помогать родителям в воспитании. Поэтому неразумно выбирать в качестве крестного родителя человека, с которым вы просто хорошие друзья. Быть крестным родителем – это обязанность, и крестный должен всегда быть готов прийти на помощь крестнику, даже когда тот уже станет взрослым. Нельзя забывать, когда у крестника день рождения, день именин. Важно, чтобы крестный был с ребенком в дни великих церковных праздников – таких, как Пасха и Рождество. Нужно каждый год поздравлять его с годовщиной крещения, следует подарить христианский подарок – Библию, молитвослов, икону.
Крестный должен прилагать все усилия к тому, чтобы после крещения из года в год укреплять связь со своим восприемником. Можно вместе пойти в кафе или, когда выдастся возможность, вместе причаститься Христовых Таин (вдруг крестный и его крестник живут в разных городах). Нужно находить время для того, чтобы созидать уникальную духовную связь, и по возможности крестному следует помогать родителям своего крестника, так как это особенно важно для того, чтобы укреплять в ребенке христианский дух.
Быть крестным родителем не так просто
Институт восприемников появился еще в первый век существования Церкви. Крестный родитель должен быть у каждого – как у ребенка, так и у взрослого, готовящегося принять крещение. Если к таинству приступает младенец, то крестный выступает буквально от его имени, а также произносит за него слова отречения.
Фото: monastery.ru
Но обязанности восприемника на этом не заканчиваются! Церковь поручает ему сделать все, чтобы новокрещенный был наставлен в христианском учении и воцерковлен. Родители доверяют своего младенца крестному, зная, что он всегда поддержит его в церковной жизни. Если с родителями что-то произойдет, традиционно именно восприемник обязан следить за тем, чтобы ребенок продолжал посещать храм и оставался православным христианином.
Крестный обязан следить за тем, чтобы в сердце крестника не угасал свет Христов
Крещение называют просвещением, ибо мы выходим из тьмы греха к свету Христову. Поэтому роль крестных родителей чрезвычайно важна. Крестный обязан следить за тем, чтобы в сердце крестника не угасал свет Христов. Следовательно, можно сказать, что быть крестным родителем не так просто: им нужно быть всю жизнь, а не только в день крещения. Если вас просят стать крестным, но вы не уверены, что сможете пронести этот крест через всю жизнь, то лучше отказаться.
Внутри – пустота
Бывает, во время службы мы стремимся всем продемонстрировать, как нужно креститься и совершать поклоны, но вдруг замечаем, что кто-то, как нам кажется, крестится небрежно. В таких ситуациях нужно быть особенно внимательными. Если мы с нарочитым благочестием, почти карикатурно совершаем крестное знамение, кланяемся в пол, словно гимнасты, то можем привлечь к себе внимание других молящихся. Если постимся для вида, делаем все, чтобы нецерковные родные и друзья знали, какой суровый подвиг мы несем, то пост теряет для нас всякий смысл. Если скупаем все подряд иконы, хотим, чтобы у нас их было больше, чем у всех, но никогда перед ними не молимся, то, получается, занимаемся лишь коллекционированием предметов искусства.
Когда человек, живя духовной жизнью, впадает в крайности, когда даже крестное знамение – это повод блеснуть и отличиться, он не имеет Божественной благодати. Она приобретается только в минуты тихой, смиренной борьбы. Мы выставляем напоказ наше благочестие, приковываем к себе внимание других, но совершенно забываем о своих грехах, о своей борьбе. В духовной жизни внешнее очень важно, оно помогает утвердиться в вере, но неспособно заменить ее, потому что вера живет только в кротких и смиренных сердцах.
Важно помнить, что все традиции и обычаи существуют лишь как подспорье: они помогают укрепиться в вере, соединяя душу и тело. Если пренебрегать вниманием к себе, борьбой со грехом, молитвой, то вся наша духовная жизнь будет условной, внешне красивой, но совершенно пустой внутри. Под руководством мудрого священника, духовника или просто человека, через которого действует Господь, мы сможем стать наследниками Небесного Царства, стяжав смирение и радость, не увлекаясь показным внешним благочестием.
Унаследовать любовь
Когда я учился в начальной школе, мой отец увлекался гольфом, играл профессионально, и, конечно, в местном гольф-клубе наша семья проводила очень много времени, мы тоже играли. Вспоминая счастливые детские годы, я понимаю, насколько мне повезло – у меня были чудесные, любящие родители.
Оглядываюсь назад и радуюсь тому, что в последние годы жизни родителей находился рядом с ними, был близок и с отцом, и с матерью. Будучи взрослым человеком, я всегда стремился показать родителям, как сильно их люблю и как благодарен за их любовь. Я говорил отцу, что многие его черты вижу в себе: у меня такой же юмор, я так же умею находить общий язык с совершенно разными людьми, так же радуюсь жизни и люблю историю, даже фигура у меня как у отца. От мамы я унаследовал любовь к музыке, архитектуре и дизайну. Поэтому, когда мы создавали наш монастырь, я его проектировал, разрабатывал дизайн всех помещений. Вижу, что унаследовал от родителей все самое лучшее, и очень им благодарен.
Чувствуя любовь родителей, я смог открыть свое сердце любви Божией
Самое главное, чему меня научили родители, – это любить. Они дарили мне любовь на протяжении всей жизни, своим примером показали, что значит любить ближнего. Они всегда стремились быть открытыми, не скрывали своих чувств, своей любви, и благодаря им я смог полюбить Бога. Благодаря родителям, я понял, что Бог не только всесилен, не просто Творец вселенной, но еще Он бесконечно меня любит – как и родители. Господь, как мои отец и мать, любил меня с самого моего появления на свет. Чувствуя любовь родителей, я смог открыть свое сердце любви Божией. Важно и то, что, благодаря примеру родителей, их любви, я понял, что Бог не принадлежит только мне, я хотел и хочу, чтобы Его узнали как можно больше людей.
Разговор с юным атеистом
Мне уже шестьдесят пять лет, я стал замечать, что все больше времени провожу, беседуя со студентами в университетах и колледжах, принимая молодежь здесь, в монастыре. Вижу, что дедушки и бабушки более внимательно и чутко относятся к трудностям и проблемам, с которыми сталкиваются их внуки, чем родители. Кажется, будто с возрастом приходит понимание: мы не судим, потому что сами прошли такой же путь, знаем, что у молодых в конце концов все будет хорошо.
Фото: monastery.ru
Некоторое время назад к нам в монастырь приехала женщина со своим тринадцатилетним сыном. Мальчишка заявил, что он атеист, и мать боялась, что его ожидают ад и вечные муки. Мы с ним стали говорить. Я сказал, что вере в Бога предшествует личная встреча, знакомство с Ним. Сомнение в существовании Бога – это тоже часть отношений с Богом. Можно верить механически, на автомате, и тоже быть атеистом. Сам я в юности пережил много духовных борений, искал, но в сердце все равно чувствовал пустоту. Я переживал за свое будущее, боялся принять неверное решение.
Я посоветовал маме мальчика отпустить сына, позволить ему самому найти Бога. Вместо того, чтобы верить формально, будет лучше, если он сам станет задавать вопросы, искать, сомневаться. Но в то же время мальчику я порекомендовал продолжать ходить с семьей в храм, а также заметил, что ему важно слушаться родителей и поддерживать младшего брата. В конце концов, нельзя сказать родителям, что больше не будешь ходить в школу просто потому, что учеба и уроки кажутся неинтересными.
Игумен Трифон (Парсонс)
Перевела с английского Мария Лицман
Из книги The Morning Offering
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (90) раз