Как относится Церковь к идее реинкарнации?
Отвечает протоиерей Андрей Гавриленко:
– Подобные вопросы порождает общество смешанных культур и религий. Ещё лет 70 назад о таком слове и не слышно было в нашей части света.
Церковь никогда не верила в реинкарнацию. И сразу скажу, что о человеке и его ответственности Церковь рассуждает глубже, чем это предлагает учение о реинкарнации.
Христианское отношение к этому вопросу можно изложить в нескольких пунктах.
1. Смерть, по учению Православной Церкви, Бог не сотворил. Бог создал жизнь, а смерть вошла в мир через грех. Первоначальный замысел Творца для нас – вечная жизнь. Разлука души со своим телом – это трагедия, которую Бог преодолел через Своё Воскресение.
2. Церковь верит, что человек – это уникальное соединение души и тела. Одна душа для одного тела, и одно тело для одной души навсегда. Поэтому новость христианства и состоит в том, что смерть побеждена Христом, разлука с родным телом не вечна, и будет воскресение мёртвых.
3. По учению Библии после смерти человек идёт на суд Божий. «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9, 27). Христос в притчах говорил, что после смерти и праведники, и грешники продолжают бытие в загробной жизни, а не в перевоплощенном теле. Вспомним хотя бы притчу о богаче и Лазаре. Апокалипсис говорит о душах, ожидающих воздаяния (Апок. 6, 9).
4. Реинкарнация связана с воздаянием за прожитую жизнь в следующей жизни, так что у человека появляется возможность искупить грехи. Но мы знаем, что Искупитель у нас Христос и мы получаем прощение Его Кровью через покаяние.
5. В самом учении о реинкарнации есть логическая ошибка. Искупление за сознательный грех не может совершиться через бессознательную ответственность. Представьте себя псом, который несёт наказание за прошлую, плохо прожитую человеческую жизнь. У вас только рефлексы, нет самосознания, а значит и покаяния, вы просто животное. А животное не несёт ответственности, так как у него нет совести, понятий добра и зла. Если нет ответственности, то теряется смысл наказания.
6. «Кожа не платье – с себя не сбросишь» – сказал поэт. Человек грешит с телом, и добрые дела делает с телом, и с этим телом надо и нести ответственность, и получать награду. Поэтому Церковь провозглашает: «Чаю воскресение мёртвых». Кроме этого, мы молимся за усопших, служим панихиды, раздаём милостыню за усопших – это было бы бессмысленно, если бы наш мёртвый родственник или друг жил в это время в другом теле.
7. Цитаты, которые выдергиваются из Библии в поддержку реинкарнации, всегда говорят в своей сути о чем-то другом.
8. Церковь в шестом веке осудила учение о предсуществовании душ, указав, что душа появляется у человека с момента зачатия. Душа родная для тела, а тело родное для души. Они созданы друг для друга. Прп. Иоанн Лествичник называет тело супругой души. Они вместе трудятся для спасения, и есть только одна жизнь, и её нужно прожить с Богом, чтобы наследовать блаженную вечность.
* * *
Jhon DED: Тогда возникает непростой вопрос, если можно, поясните.
Родился человек инвалидом, всю жизнь таким прожил, умер. Воскреснет тоже инвалидом, раз одно тело, одна душа.
И второй вариант: родилась страшной «как сама смерть», прожила, умерла …. Страшной и воскреснет?
Прот. Андрей Гавриленко: Это вопрос связанный не уже с реинкарнацией, а с природой воскресших тел. По учению Церкви тело, как и душа терпят в этой жизни последствия греха — порча природы. Инвалидность это дефект тела, как к примеру зависть дефект души.
В Смерти, страдании и Воскресении Христовом все человечество получило возможность прощения, очищения, освобождения и воскресения.
Христос — Новый Адам, родоначальник воссозданного человечества. Если мы, как потомки первого Адама родились смертными и подвержеными дефектам тела и души, то христиане, как потомки Христа. Его дети если пребудут в Нем обретают в себе Его победу.
Поэтому в день воскресения мы востанем в своих телах, но уже преображенных Христовой победой, уже тления и дефектов не будет в них. Это будет новая тварь по качеству, это будет воссозданная природа моего, вашего и других тел. Это потрясающе. Цитата апостола Павла об этом: «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15, 43-44).
Источник: Союз православных журналистов
Фото на заставке: spzh.news
Просмотрено (274) раз