Что необходимо знать о молитве «Отче наш»
Молитва «Отче наш» – единственная, о которой говорил Христос. Однако, мы ее почти не замечаем, читая скороговоркой и не думая о глубоких смыслах, которые она таит.
Смысл и содержание молитвы Господней разбирается в большинстве курсов или учебников по катехизису и нам, «опытным» христианам, кажется, что в ней все и так понятно, что это пройденный этап, возвращаться к которому нет смысла. Но давайте немного отвлечемся от своей самоуверенности и обратим внимание на отношение святых отцов Церкви к этой молитве. Многие святые отцы писали толкования Господней молитвы, а значит, она занимала их ум, волновала. А значит, не все с ней так просто, как нам кажется.
Среди толкователей молитвы Господней особенно выделяется имя преподобного Максима Исповедника, день памяти которого Православная Церковь празднует 3 февраля. Это мой любимый святой. И он, действительно, является одним из самых значимых, гениальных и сложных христианских мыслителей. Фигура преподобного Максима сильно выделяется на фоне всего VII столетия, даже с учетом отцов VI Вселенского собора. И уж если такой светоч как Максим Исповедник написал толкование молитвы Господней, то тем более нам стоит обратить на это внимание.
Почему я решил обратиться к теме указанной молитвы? Все просто. В какой-то момент я заметил, что обычное начало молитв – от Трисвятого по «Отче наш» – стало пролетать незаметно, восприниматься как некий пролог к «основным» молитвам. В итоге получилось, что слова обращения к Богу, которые нам оставил Сам Христос, я, что называется «вычитывал автоматически». Незаметно для меня молитва «Отче наш» стала «заезженной», очень привычной, ускользающей от внимания и сосредоточенности. Но так нельзя, а потому пришлось перестраиваться.
А для того чтобы расширить и углубить наше понимание Господней молитвы, чтоб понять всю ее серьезность и недопустимость «механического вычитывания», давайте обратимся к размышлениям преподобного Максима Исповедника.
«Если же дело совета Божия состоит в обожении нашей природы, – пишет он, – а намерение помышлений Божиих состоит в полном осуществлении искомой цели нашей жизни, то, конечно, полезно понять смысл Молитвы Господней и исполнять заключающиеся в ней требования».
Итак, преподобный Максим делит прошения молитвы на пять частей. Рассмотрим каждое из них в отдельности.
Часть 1. «Отче наш, иже ecи на небесех, да святится имя Твое, да приидет царствие Твое»
Сегодня находятся христиане, критикующие богословие как отвлеченное и оторванное от «подлинной» духовности, вызывающие лишь спесь и надменность в тех людях, которые им занимаются. Но этого совершенно нельзя сказать о таком эрудите как преподобный Максим, ведь для него богословие – жизненно. Вот он и пишет, что рассматриваемыми словами Господь учит нас начинать молитву с богословия, потому как в них раскрывается Творческая причина всего существующего и указывается, что Он Сам является этой Причиной.
Более того, здесь преподобный Максим усмотрел раскрытие в вербальной форме указания на Пресвятую Троицу: «Имя Бога Отца, пребывающее сущностным образом, есть Единородный Сын Его. А Царство Бога Отца, также пребывающее сущностным образом, есть Дух Святой». Получается, что с самого начала молитвы «Отче наш» мы приучаемся чтить Троицу как творческую Причину всего творения, частью которого является сами.
Второй смысл рассматриваемой фразы заключается в указании на наше усыновление. Мы забываем об этом, но можно ужаснуться от того, что всемогущий и грозный в Своей справедливости Бог усыновляет нас по благодати, позволяя называть Себя Отцом. Еще в прологе к толкованию Господней молитвы преподобный Максим писал, что с одной стороны – он испытывает страх перед Богом, с другой же – непреодолимое влечение, превозмогающее этот страх и позволяющее стремиться к Нему.
Чуть далее, продолжая начатую тему взаимоотношений с Творцом, Максим Исповедник отмечает, что обращение к Господу как к Отцу нам дано «для того, чтобы, испытывая благоговейный страх перед именем Родителя нашего по благодати, мы старались бы запечатлеть в своей жизни черты Родившего нас, освящая имя Его на земле, уподобляясь Ему, являя себя делами своими детьми Его». Все это, естественно, невозможно без умервльщения страстных порывов чувственной похоти.
Часть 2. «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»
Эта фраза неразрывно связана с предыдущими рассуждениями. В ней содержится указание на то, что для преодолевшего чувственные влечения, подобно ангельским чинам на Небе, открывается возможность исполнения воли Божьей на земле. Такой христианин становится сожителем и сослужителем Ангелов. Обобщая сказанное нужно отметить, что разуму необходимо стремиться к поиску Бога, желание, которое изначально основано на волевом усилии, должно перерасти во влечение к Нему, а яростная сила души – стать борением ради сохранения Его.
«Пусть весь ум наш простирается к Богу, побуждаемый, словно неким гласом, напряжением страстности и распаляемый предельным порывом силы желания», – как бы подытоживает сказанное преподобный Максим.
Часть 3. «Хлеб наш насущный даждь нам днесь»
Возможно, нам кажется, что данными словами мы должны просить у Бога необходимого пропитания для нашего тела. Это имеет место, но не с этого начинает преподобный Максим. Земную жизнь он называет мертвенной. Только давайте задумаемся над тем, что наше тело стремится умереть, неизменно двигается в сторону смерти, а для того, чтоб продлить в нем жизнь нам нужно питать его мертвечиной – мы ведь вкушаем не только мертвых животных, но и мертвые растения, а даже если съедим что-то живое, то оно все равно в нас умрет. Отсюда преподобный Максим делает вывод, что в Господней молитве мы просим у Бога «Хлеба Жизни», Который Он уготовил для нашего бессмертия еще в самом начале. Здесь содержится явное указание на Христа (Ин. 6, 35).
Согласно мнению Максима Исповедника, даже если бы не произошло грехопадения, то Сын Божий все равно бы вочеловечился, так как без этого невозможно было бы достижение окончательного обожения. Отсюда и мысль о том, что «Хлеб Жизни» Отец в Своем уме уготовил еще при творении. Но падение человека произошло, а потому теперь мы просим «Хлеба Жизни» для победы над греховной смертью. Получить Его каждый из нас может по мере способности к восприятию Его: «Ибо Хлеб жизни, как Человеколюбец, хотя дает Себя всем просящим, но не всем одинаково: совершившим великие деяния дает больше, а свершившим деяния меньшие дает меньше». Что же касается хлеба, как средства пропитания, то прося его, отмечает преподобный Максим, мы должны помнить о своей смертности и о мимолетности земного бытия.
Часть 4. «И остави нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должнико́м нашым»
Тот, кто, действительно смог устремить свой ум к Богу, кто смог преодолеть чувственные влечения, кто стал исполнять волю Божью на земле и соединяться с «Хлебом Жизни», тот действительно сможет бесстрастно прощать согрешающих против него. Глубина этого обращения заключается в том, что мы дерзаем призывать Господа подражать нам, т.е. мы молим Неподражаемого быть по отношению к нам, такими, какими мы являемся по отношению к нашим ближним! Кончено, Богу нечему у нас учиться, но этими словами молитвы он приучает нас очищаться от страстей и показывает, что доброе «душевное состояние тесно связано с благодатью».
Част 5. «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого»
Согласно мнению преподобного Максима, это обращение как бы подытоживает все сказанные выше мысли. Если христианин не научился быть с Богом посредством борьбы с пороками и устремленностью к Нему, то праведным судом он будет предан искушению и лукавому, дабы научиться всему упущенному.
Искушение – закон греха, добровольное расположение души к страстям. Лукавый же – диавол, примешавший этот закон к человеческому естеству, обманом убедивший его стремиться к недозволенному. Под «лукавым» также следует понимать деятельное исполнение страстных порывов души, т.е. реализация «искушения» на практике. «Если желаем избавиться от лукавого и не впасть во искушение, будем верить Богу и простим долги должникам нашим, – пишет Максим Исповедник, – тогда мы не только получим прощение соделанных нами грехов, но победим и [сам] закон греха, [так как Господь] не допустит нас изведать его, и попрем родителя греха, лукавого змия, об избавлении от которого молимся».
* * *
Итак, мы немного отрезвились и немного погрузились в размышления о том, что для нас казалось очевидным и не требующим внимания. Молитвы нужно не «вычитывать», ими нужно обращаться к Богу, разговаривать с Ним, при этом, не забывая о тех глубоких смыслах, которые нам передал такой удивительный святой как преподобный Максим Исповедник.
Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Союз православных журналистов
Фото на заставке: spzh.news
Просмотрено (769) раз