Покаяние – путь в Царство Небесное
Обращаясь к Господу в конце дня, мы просим прощение за грехи совершенные и просим благословение на ночь грядущую. Но понимаем ли истинный смысл произносимых молитв?
Представляем фрагмент новой книги доктора богословия, протоиерея Владислава Свешникова «Молитвенные зовы утра и вечера». Автор обращает внимание на серьезный недостаток в религиозной жизни многих верующих людей – многолетнее невнимательное «вычитывание» утренних и вечерних молитв, совершаемое без участия ума и сердца, и, как следствие этого, неумение внимать церковной молитве, что в конечном итоге приводит вообще к бесплодию в любом духовном делании. Отец Владислав раскрывает главные причины такой псевдомолитвы, а также предлагает читателю произвести «ценностную переустановку», открыть для себя и понять глубокие смыслы молитвенных текстов во всем их объеме, чтобы научиться истинной молитве — личному обращению к живому Богу.
По 7-ой вечерней молитве, святого Иоанна Златоустого
Слова Христа Спасителя Просите, и дастся вам (Мф. 7: 7) даны нам как один из наиболее образцовых примеров обращения к Богу по мере того, как возникает подлинная жизненная нужда. Таковая необходимость бывает время от времени у каждого из нас. Но вполне ли нам ясно, о чем следует просить, во всяком случае – о чем нужно просить в первую очередь? Умеем ли мы верно опознавать – о чем было бы разумно просить? Нет? Так поучимся у того, кто просвещенный ум имеет, – у святого Иоанна Златоуста, учителя жизни и молитвы.
Святитель Иоанн Златоуст научает просить меня: Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение!
И прежде, когда мое сердце было еще совсем мрачно, я не мог не видеть в себе постоянную плененность моей души многими сетями греховными; теперь же, когда по неотступности моих прошений Господь начал его просвещать, ежедневная моя подвижность ко греху становится еще очевидней. Такова человеческая природа: как человек, я непрестанно согрешаю и потому даже приступить к началу доброго делания не могу. Но вот что могу: просить о помиловании, да укрепится душа моя, прежде немощная от неисправимого множества греха: Господи, аз яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея! Милость Божия бесконечна, она и совершает просимое над грешным человеком, сознающим свою бесконечную немощь.
Да укрепится душа моя, прежде немощная от неисправимого множества греха
Человече, слышишь ли, видишь ли, как Господь спешит исполнить твое прошение? Так вот, теперь уже настало твое время, теперь пора уже начинать свое доброе дело. В чем же сущность этого дела? По-видимому, для того чтобы твое именование – православный – соответствовало действительности, первым и главным должно стать прославление Бога. Но ведь это только на первый взгляд такое простое и очевидное дело. Устами прославлять – да, по-видимому, простое. А сердцем – чистым сердцем? А всею жизнью – желаем ли? Так, чтобы и неверные, видя добрые дела наши, прославили Бога (1 Пет. 2: 12). Нет, тут нужна особая энергия благодати Божией, ожидая которую, я и стану от души просить: Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое!
Прославление имени Божия – это и сущность, и начало, и конец христианского делания, ибо это делание переходит и в вечность: «В чем застану, в том и сужу». Прославлю прославляющих Меня (1 Цар. 2: 30), – говорит Господь. Добрый конец моей жизни – это прославление Бога, тогда и Он меня прославит в блаженной жизни вечной, вписав в книгу жизни. Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней и даруй ми конец благий!
Прославление имени Божия – это и начало, и конец христианского делания
Хорошо быть вписанным Богом в книгу живота вечного. Хорошо говорить об этом окончательном конце, когда изначально заметен некоторый, хотя бы самый минимальный, успех или хотя бы тень грядущего успеха; а каково мне, еще и не начавшему доброго дела своего спасения, а лишь предающегося мечтаниям и самообману по поводу своих дел? Нельзя медлить, пока не стало поздно, чтобы к концу жизни не оказалось, что я даже не положил начало живому творческому пути. Сколько раз я пытался начать духовное делание, но по лености, немощи и скуке и по другим причинам, едва только начав, едва сказав «Слава Богу!», тут же и бросал, не промолвив далее ни слова, не успев вкусить плода или лишь едва почуяв аромат грядущего плода, – либо лукавый внушал мне, что совсем не то дело я делаю. И после многих напрасных опытов, среди которых бесплодно утекала меж пальцев жизнь, убедился, что даже и начать ничего доброго без Божиего содействия не смогу. И тогда вдруг почти сами собой выговаривались слова: Господи Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое! И ты ляжешь в постель, а утром вновь придет время пробуждения, и ты опознаешь его по тому, что первые слова, которые ты услышишь в себе, будут именно эти – «Слава Тебе, Господи Боже мой!».
Для того чтобы положить благое начало жизни, требуется прежде всего благое расположение благого сердца. И вместе с тем прежде стяжания полноты такого благого расположения необходимо, чтобы сердце хоть сколько-нибудь раскрылось для Бога и чтобы открытость эта сделалась постоянной, неколебимой. Увы, опыт моей жизни убедил меня, что единственное постоянное состояние моего сердца – это его постоянная изменчивость. И только Божественная благодать способна осенить сердце и внедрить печаль, яже по Бозе (2 Кор. 7: 10), – ту особенную печаль, которая в своей сути должна быть неизменной, а поэтому оказывается очень сильной и способной окончательно и навсегда преобразить это изменчивое сердце, сделав его преданным и постоянным, чтобы в нем поселилась Божественая благодать. Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея! Достаточно для этого, по слову сей молитвы, малой росинки этой благодати.
Единственное постоянное состояние моего сердца – это его постоянная изменчивость
«Душе моя! Конец приближается», а начало еще не положено. «Конец приближается – и имаши смутитися» (кондак Великого канона), ибо отчуждилась ты, душе моя, благодати и пуста от ожидаемых благих дел. Но вот, чтобы не обессилело твое упование, предстает перед тобой образ того, кто тоже при самом конце, как кажется, не положил даже и начала, но испустил при исходе души глас веры и покаяния – и этот глас получил в награду обетование: Днесь со Мною будеши в раи (Лк. 23: 43). Последуй, душе моя, при конце завершающегося дня сему благочестивому образу – возопий вслед за разбойником: Господи небесе и земли, помяни мя, грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем! Аминь.
Из книги протоиерея Владислава Свешникова «Молитвенные зовы утра и вечера»
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке. Фрагмент: monastery.ru
Просмотрено (168) раз