Выбрать страницу

Что мешает нам покаяться? Слово на начало Постной Триоди

Что мешает нам покаяться? Слово на начало Постной Триоди

Начинается Постная Триодь. Первый раз мы услышим великопостное пение: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». И призыв, с которым Христос обращается ко всем людям: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», должен быть нам особенно понятен.

Мир не может, не хочет покаяться, потому что пребывает во мраке самооправдания — того, что абсолютно противоположно покаянию. Он исполнен самоутверждения, отвергающего покаяние. И те, кто пытается порой искать духовной жизни, тоже ищут в ней самоутверждения, и думают, что какими-то внешними знаниями, какой-то «техникой» (иногда буквально употребляя эти слова: «техника духовной жизни») они смогут достичь духовных высот. Но святая Церковь молится о даровании нам покаяния. Она говорит, что покаяние — это дар Божий.

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», — звучит призыв Господень к покаянию, и, кажется, что мешает нам покаяться? Но нет у нас сил для покаяния, нет способности для этого. Никто сам, своими собственными силами, не может придти к Богу. «Никто не может придти ко Мне, — говорит Христос, — если не привлечет его Отец» (Ин. 6, 44). И святой пророк издревле обращается с молитвой ко Господу: «Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся» (Плач. 5, 21). Однако Господь обращает к Себе тех, кто желает этого обращения — тех, кто ищет света лица Его. Он ко всем обращается: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные» (Мф. 11, 28). «Приходящего ко Мне, — говорит Он, — не изгоню вон» (Ин. 6, 37) и «жаждай да грядет ко Мне». Всех зовет Господь, и покаяние — это воля Божия о жизни каждого человека, воля, любящая человека и исполненная великих даров. Покаяние — это воля человеческая, которая знает грех, боится греха и боится Бога, и ищет возвращения к Нему.

Встреча воли Божией и воли человеческой есть покаяние. Это встреча, которая отверзает двери в Царство Божие. Покаяния двери и двери Царства Божия — это одни и те же двери. Покаяние — это не просто воздыхание о наших грехах, исполненное слез и печали. Настоящее покаяние — это то, что делает человека способным принять милосердие Божие, Его непостижимую любовь. Это то, что охватывает ум, сердце и волю человека благодарностью к Богу, сокрушением о своих грехах, изумлением перед тем, что совершает Господь с нашей жизнью.

Покаяние — это не просто высокий душевный порыв и не просто та благодать, которую может получить человек, всецело обратившийся вдруг ко Господу. Благодать Божия превосходит все дары, которые мы можем получить от Бога в течение земной жизни, и никто не в состоянии сразу принять их. Потому покаяние — это всегдашняя устремленность к новизне Божественной жизни. Это устремленность так строить нашу жизнь, чтобы наша воля соединялась с волей Божией.

Покаяние — это не то, что относится к какому-то определенному греху, каким бы ужасным он ни был. Хотя всякий нераскаянный грех — грех к смерти. И есть такие грехи (особенно в наше время), когда они, становясь нормой в человеческом обществе, требуют сугубого, немедленного и глубокого раскаяния, иначе человек никогда не узнает о смысле призыва Господня к покаянию.

Покаяние — это не то, что относится к какому-то времени нашей жизни, когда кто-то может сказать: «в молодости я грешила, а теперь у меня все по-другому» или «до крещения у меня были страшные грехи, а теперь мне не в чем каяться».

Покаяние — это не то, когда человеку кажется, что он уже чего-то достиг, и ему не нужно «изменения ума», потому что он в этом не нуждается. Но Христос говорит: «Кто возвышает себя, тот унижен будет» (Мф. 23, 12). Это совсем другое «изменение ума» — не благодатное преображение духа, а падение, которое не остановится до тех пор, пока человек не припадет с покаянием к Богу.

Покаяние — это не то, что относится только к молитве, которую мы услышим сегодня, и ко всем покаянным службам, которые будут в течение подготовки к Великому посту и Великим постом.

Покаяние — это не то, что относится исключительно к покаянному этапу нашей жизни, но ко всей нашей жизни. Это то, что обозначает весь путь нашей жизни с Богом. Это то, что относится к тайне Креста и Воскресения, и этой тайной измеряется. Потому и звучит «Покаяния отверзи ми двери» после того, как мы воспоем «Воскресение Христово видевше». Это то, что относится к тайне Бога, ставшего человеком и сделавшего нас способными покаянием быть причастниками Божественного естества.

Протоиерей Александр Шаргунов
Источник: Русская народная линия

Фото на заставке. Фрагмент: moral.ru

Просмотрено (148) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

27 ноября - Апостола Филиппа

Апостол Филипп - один из 12-ти апостолов. Был третьим из апостолов, призванным Иисусом Христом (по Евангелию от Иоанна). За проповедническую деятельность апостол Филипп был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии... далее

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского

Святитель Григорий Палама — архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма, часто именуется отцом (особенно в греческих церквах) и учителем Церкви... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »