Иконография Сретения Господня
Симеон – муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева. Ему было предсказано Духом Святым, что он не узрит смерти, доколе не увидит Христа Господня. В древности праздник носил названия: Принесение Господа в храм, Праздник Сретения Симеоном и Анной Спасителя и затем – Сретение Господне. Праздник Сретения вошел в практику Константинопольской Церкви при императоре Юстине I (518–527) и потом стал распространяться дальше, по всему свету. Иконография Сретения складывается в IX–X веках.
Иконография Сретения сложилась на основе повествования святого евангелиста Луки (Лк. 2: 22–39). Встреча Богоматери и Младенца святым Симеоном Богоприимцем произошла в Иерусалимском храме. По закону Моисееву Младенца Христа принесли в храм на сороковой день по рождении, как было предписано в законе Господнем для каждого младенца мужского пола. В этом событии символически отразилась встреча двух эпох, Ветхого и Нового Завета, а также Бога и человека. И иконография отображает эти смыслы: например, Младенец изображается иногда на руках Матери, а Симеон с Анной, стоя с противоположной стороны престола около ветхозаветной скинии, находятся в «области» Ветхого Завета.
Сцена Сретения трактуется как шествие Богоматери с Младенцем на руках навстречу святому Симеону. Неторопливый шаг Богоматери и Иосифа подчеркивается ритмом колоннады с арками или пилястрами на фоне стены. Иногда изображается небольшая ограда-заборчик как возможный намек на внутренний дворик Иерусалимского храма, где приносились жертвы; по двору гуляют жертвенные голуби. Событие Сретения происходит в Иерусалимском храме, о месте встречи напоминают такие детали, как своды, красная завеса, двери, отделявшие вход в Святая святых, и престол. На поздних иконах изображаются целые «палаты» с роскошными, украшенными узорами, церковными стенами.
Сретение происходит в Иерусалимском храме, о месте встречи напоминают многочисленные детали на иконах
В «Паломничестве ко Святым местам» галльской паломницы Этерии (Сильвии Аквитанской) конца IV века у праздника Сретения нет самостоятельного названия: он именуется «сороковым днем от Богоявления». То есть Сретение понималось как один из череды праздников, посвященных явлению в мир Спасителя. Торжество, включающее крестные ходы до Храма Гроба Господня, было, конечно, связано с Иерусалимской Церковью.
Старец Симеон, который ожидал Спасителя, в какой-то момент, возможно, переселился в Иерусалим после возвращения из Египта – поближе к Храму, зная, что именно здесь он может увидеть Младенца, пришедшего в храм для законного обряда. Одно из преданий говорит о том, что Симеон прибыл в Александрию во времена Птолемея Филадельфа и по его приглашению; и что для царя 70 переводчиков (толковников) сделали перевод Ветхого Завета. Симеон переводил книгу пророка Исайи и, усомнившись в возможности того, что Дева, не имеющая мужа, родила Сына, хотел исправить в книге слово «Дева» на слово «жена». И тогда ему было возвещено свыше, что он сам увидит исполнение этих слов.
Внешний облик святого Симеона напоминает об этом ожидании – он изображен седым, а нередко согбенным старцем. Одежда Симеона напоминает пророческие и праотеческие одеяния, он одет в хитон и гиматий: Святой Дух почивал на пророках, и Он внушил Симеону, что тот не умрет, пока не увидит Мессию, Иисуса Христа. Он подобен и праотцам, которые долго жили: все они ожидали Мессию, и Симеон ожидал «Утешения Израилева». В Евангелии говорится, что Симеон взял Младенца на руки и произнес слова «Ныне отпущаещи раба Твоего, Владыко…».
Младенец, одетый в рубашечку или золотые одежды, благословляет старца; иногда Он с теплотой обнимает Симеона и поворачивается к Матери. В некоторых миниатюрах или стенописи, например, в Кирилловской церкви в Киеве, Младенец показан на руках Богоматери в сложной позе полулежа; затем появляются иконы, где уже Симеон держит на руках Младенца. Пресвятая Дева протягивает Его старцу Симеону на вытянутых и покрытых платом руках, как жертву Богу. О жертвенном служении Христа тут же напоминает святой Симеон, благословляя пришедших: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий. И Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2: 34–35).
В некоторых миниатюрах Младенец показан на руках Богоматери в сложной позе полулежа; затем появляются иконы, где Симеон держит Его на руках
Богородица обычно одета в одежду иерусалимских жен: темный мафорий – длинную и широкую накидку. Впрочем, на одном раннем изображении Сретения Господня, в церкви Санта Мария Маджоре в Риме, Она одета как Небесная Царица – в золотые богатые одежды римской императрицы. Богородица находится в молитвенном предстоянии перед Безначальным Словом. Руки Богоматери, как и других персонажей, покрыты краем одежды в знак благоговения: какое-то внутреннее согласие участников события подчеркивается мерным ритмом их шагов.
Пророчица Анна, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, чаще всего изображается за спиной Богородицы или Симеона. Она указывает жестом на Спасителя, а в руках держит свиток: «Се есть всем чудное избавление во граде Иерусалиме», – ведь Анна единственная женщина, названная в Новом Завете пророчицей. Святая Анна изображается с высоко поднятой рукой, в сложном повороте, привлекая внимание к происходящему.
Слева за спиной Богородицы стоит Иосиф – в короткой тунике и перекинутом через левое плечо плаще. Изображение праведного Иосифа определено косвенным упоминанием его в Евангелии: Младенец Христос был принесен в Храм для совершения над Ним законного обряда своими родителями. Иосиф держит двух горлиц, иногда в клетке: одна приносится в жертву за грехи, а другая в благодарность за дарование первородного Сына. В этой иконографии показаны ожидание и вера Богоматери и праведного Иосифа: иногда Богородица оглядывается на Иосифа, как бы собеседуя с ним, воздевая молитвенно руки.
Основные варианты изображения Сретения: ассиметричный, в котором к Симеону направляются Богородица, святые Анна и Иосиф, и симметричный, при котором участники события располагаются двумя группами вокруг престола. Интересно, что когда в храмовых росписях художники изображают Сретение, они нередко размещают его по сторонам от окна, и тогда в прочтение образа невольно вносится символика Света, и вспоминаются слова старца Симеона – о Христе, Свете истинном. Уникальный вариант иконографии Сретения – изображение в центре горящей свечи как символа жертвы Богу (Лк. 2: 30–32), например, в грузинском искусстве. В Византии в сей праздник проходили крестные ходы со свечами, в Русской Церкви существует Чин освящения свечей на Сретение, и в некоторых храмах его поныне придерживаются.
Иконография лаконична, она почтительно следует за евангельскими событиями, отражает богослужение, но имеет в виду и благочестивые церковные обычаи. А на иконах XVI века и даже на утонченных Палехских образах XIX столетия, в клеймах или на самом поле иконы, могут изображаться редкие сюжеты: пророк Исаия, записывающий откровения в книгу, явление ангела Симеону. Эти изображения, благодаря своей основе на известных текстах Пролога и Акафиста Богоматери, сразу считываются и дополнительно рассказывают об истории события и о жизни святого Симеона.
Старец Симеон восходит по длинной лестнице к Храму, и, «разлучаясь с живущими на земле», с миром, отпускается в мир небесный, идет проповедовать «во аде сущим всем… божественное воплощение» (канон праздника, песнь 6), и, беря Младенца на руки, радуется.
Жанна Курбатова
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (52) раз