Молитвенное правило в вопросах и ответах
Тысячи томов написаны о молитве, самую главную заповедовал Отец наш Небесный. И мы молимся Господу, призывая Его прийти к нам на помощь, молимся, испрашивая прощение грехов, молимся, благодаря за прожитый день и призывая Божие благословение на день грядущий. Утренние и вечерние молитвы, Серафимово правило… каждый верующий, советуясь с духовником, определяет для себя, как он будет говорить с Творцом. Но не зря святые отцы говорят, что молитва – это сложно. Нам часто не хватает сил, усердия, желания, чтобы начинать и завершать день молитвой. Насельники Сретенского монастыря делятся своим опытом молитвенного делания.
– Для чего мирянам читать утренние и вечерние молитвы из молитвослова? Как быть, если они приедаются?
Игумен Киприан (Партс):
– В утренних и вечерних молитвах есть всё. Есть благодарение Бога, исповедание веры, прошения, которые выражают все нужды нашей души. Еще ценность утренних и вечерних молитв состоит в том, что их составили люди, которые имели смиренномудрие, сам Дух Божий вразумил их, как и о чем просить Бога. Чтобы молитвы не «приедались», никогда нельзя торопиться на молитве. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорит, что дело не в количестве молитв, а в живом обращении к Живому Богу. Святитель Игнатий (Брянчанинов) обращает внимание, что не обязательно читать все утренние и вечерние молитвы, а необходимо всё старание приложить к неспешному и внимательному чтению молитвословий. Конечно, его совет не должен быть оправданием для нашей лени. Если у человека есть десять минут на молитву, то не надо пытаться в это время втиснуть всё утреннее или вечернее правило. Лучше его прочитать по частям. По совести должно поступать, не менять время молитвы на дела, которые можно отложить. От утренних и вечерних молитв зависит, как мы проведем дневное и ночное время. В свою очередь, от того, как мы проведем день, будет зависеть, как будем молиться утром и вечером. Днем нам надо учиться ходить в присутствии Божием, как можно чаще умом и сердцем к Нему обращаться. Про это личное обращение к Богу апостол Павел и сказал: «Непрестанно молитесь, о всем благодарите, сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас» (1 Фес. 5: 17–18).
Чтобы молитвы не «приедались», никогда нельзя торопиться
Иеромонах Афанасий (Дерюгин):
– Утреннее и вечернее молитвенные правила необходимы для того, чтобы приучать себя к молитве. В любом деле, любом ремесле, любой науке необходимо постоянство в упражнении. В молитве также постоянство очень важно. Если мы молимся только тогда, когда нам хочется – очень легко начать лениться и вообще перестать обращаться к Богу, оправдывая себя тем, что нет желания. Чтобы такого не случалось, Церковь и установила определенные правила, в том числе и для домашней молитвы мирян.
Да, когда читаешь одни и те же молитвы каждый день много лет, порой становится трудно. В данном случае, возможно, по совету с духовником правило может быть изменено. Помню, еще в школьные мои годы мы с мамой какое-то время вместо вечерних молитв стали читать по одной кафизме из Псалтири. Церковь выработала столетиями особые богослужения, повечерие и полунощницу, которые в древности и являлись вечерними и утренними молитвами. При небольшом усердии можно изучить, как их правильно совершать, и читать такие службы дома. В повечерии и полунощнице есть неизменные части, а есть изменяемые. Это, с одной стороны, приучает к некоему правилу, с другой – тексты молитв никогда не наскучивают.
Иеромонах Платон (Кудласевич):
– Чтоб молитва была более осознанной, христианам предлагается молиться по молитвослову утром и вечером. В нем содержатся молитвы, авторство которых принадлежит разным святым отцам, которые этими молитвами молились сами. Так Церковь предлагает приобщиться к словам опытных святых молитвенников. Значение каждой молитвы можно разбирать по отдельности, но хочется сказать, что они не просто так собраны в определенные последования. Утренние молитвы содержат благодарность Богу за прошедшую ночь и предоставленную возможность проснуться и жить еще один день, испрашивается благословение Божие на все предстоящие дела в течение дня.
В вечерних молитвах содержится благодарность Богу за прожитый день, просится благословение на предстоящую ночь и испрашивается прощение за все сотворенные вольные и невольные грехи: делом, словом, помышлением и всеми чувствами. Человек анализирует прошедший день и с молитвенным и покаянным чувством ложится спать.
Если чтение утренних и вечерних молитв приедается по разным причинам, то это показатель оскудения веры и того горячего предстояния пред Богом, которое было раньше. В таких случаях от священников бывают разные рекомендации. Кто-то советует изменить правило, например, читать Евангелие, Псалтирь, каноны или другие молитвы. Кто-то советует произносить определенное количество Иисусовых молитв или определенное время каждый день. Кто-то вместо вечерних молитв советует читать малое повечерие с каноном или Акафистом Богородице, кто-то предлагает другие варианты молитвенных обращений к Богу. В богослужебном круге не всегда утренние и вечерние молитвы одни и те же. Например, на Пасхальной седмице вместо них верующие читают часы Пасхи. Если брать практики других Поместных Православных Церквей, то там эти правила также отличаются от правил, которые существуют в России.
Любые изменения в утреннем и вечернем правиле имеют цель помочь лучше настроиться на молитвенное предстояние пред Богом.
– Иногда утренние и вечерние молитвы миряне заменяют Серафимовым правилом. Но если его исполнять до конца, то оно длится почти весь день. Как лучше поступить, если утром опаздываешь или в конце дня приходит усталость и уже засыпаешь?
Игумен Киприан (Партс):
– Действительно, молитвенное правило преподобного Серафима занимает всё время: от подъема до отхода ко сну. Преподобный советовал это правило тем, кто не умел читать. Многие крестьяне в его время были неграмотными. У нас по какой-то странной причине правилом преподобного Серафима называют чтение по три раза «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся» и один раз Символ веры. К архимандриту Павлу (Груздеву) приехала одна игумения и пожаловалась, что не всегда бывает на службах в храме. В ответ отец Павел сказал: «Лентяйка». Утром, если действительно не успеваем, можно прочитать столько молитв, сколько сможем. Вечерние молитвы, если возможно, лучше не оставлять на время перед сном, прочитать их пораньше, а то мы лучшее время вечером для своих дел занимаем, а для Бога оставляем похуже, когда совсем устали. Получается, живем по пословице «На Тебе, Боже, что нам негоже». Авель выбрал лучшее чтобы принести в жертву Богу, и его жертва была благоприятной, а Каин поступил наоборот: принес в жертву мусор… На время перед сном можно оставить последние из молитв, начиная с «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет». Если пришли домой совсем поздно и действительно уже сил нет, то можно прочитать «Трисвятое» по «Отче наш» и ложиться спать. Все должно быть по силам. Лучше небольшое правило, но постоянное, чем большое, но время от времени оставляемое. С другой стороны, нельзя идти у своей лени на поводу. Святые отцы говорят, что молитва – это самое трудное дело, но, как говорится, без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Лучше небольшое правило, но постоянное, чем большое, но время от времени оставляемое
Иеромонах Афанасий (Дерюгин):
– Да, правило преподобного Серафима Саровского – это не просто прочтение молитв «Отче наш», «Богородице Дево» и Символа веры. Это правило предполагает молитву в течение всего дня. И преподобный, давая такое правило, предлагал не некий облегченный вариант, а призывал, напротив, непрестанно помнить о Боге, ни на один момент не оставлять молитву – как и призывает всех христиан апостол Павел.
Что же делать, если нет времени или сил на молитву? Вопрос очень непростой и, наверное, решается индивидуально в каждом случае и с каждым человеком. В каких-то случаях может быть полезно пересилить свою усталость (а часто не усталость, а лень) и прочитать полное правило. В каких-то – оставить 2–3 молитвы и со смирением прочитать только их, укоряя себя за нерадение. Рабом правила быть не надо, но и совсем оставлять правило нехорошо. Где баланс между этим – каждый должен решить сам, зная свои обстоятельства жизни, свои силы и советуясь с духовником.
Иеромонах Платон (Кудласевич):
– Бывает и такое. Серафимово правило – это тоже как вариант изменения обычных утренних и вечерних молитвословий. В этом вопросе главное, по какой причине человек прибегает к такой замене. Если основная причина — это побыстрее прочитать и заняться другими делами, потому что мне некогда, у меня голова забита чем-то другим, я должен то-то и то-то, то это своего рода попытка быстро «откупиться» от Бога. Человек призван непрестанно молиться, то есть постоянно находиться в присутствии Бога и помнить, что Господь вездесущ и всё наполняет. Кто-то это осознает и пытается жить с памятью о Боге, пытается угождать Ему, жить по заповедям Божиим. Тоже можно отнести к молитве: кто-то забывает о Боге совсем, вспоминая только в самые тяжелые жизненные ситуации, а кто-то иногда пытается быстро «откупиться» небольшими молитвами и жить другими ориентирами.
Если человек весь день пытался угождать Богу в мыслях, словах и делах, и по разным причинам сильно устал, и поздно вечером физически не может стоя помолиться, кроме небольшого какого-то правила, то это другой вопрос. Главное, самих себя не обманывать и помнить, что любая молитва, прежде всего, нам самим нужна, и только через нее мы можем чаще отрезвляться от мирской суеты и духовно возрастать в Боге, у Которого «иго благо, и бремя легко» (см.: Мф. 11: 30).
Мы ведь все хотим быть друзьями и сынами Божиими, поэтому нужно стараться дружить с Богом и быть верным Ему во всем.
Записала Александра Калиновская
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (243) раз