О настоящей любви
В это третье воскресенье Постной Триоди наша Церковь вспоминает Судный день, то есть Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
Сегодняшний евангельский отрывок является напоминанием об этом дне. Евангелист подчеркивает меру, по которой мы будем судимы. На большинстве икон Страшного Суда мы видим на столе весы, где на одной чаше взвешиваются наши дела, а на другой – Библия. И то, что мы сегодня слышали, повествует о том, что мы будем судимы по мере нашего милосердия, то есть любви.
Любовь – это слово, которое часто неправильно используют и неправильно понимают. Оно не имеет абстрактного значения, это конкретные действия. Слова Священного Писания делят нас на овец и козлищ в соответствии с нашими делами любви. И мерилом суда над нами станет совершение или несовершение дел любви.
Распространенная ошибка – ограничивать любовь только привязанностями и эмоциями, и уж тем более словами. Как широко распространена и как дешева такая любовь! Истинная любовь свободна от всего этого. Иногда у нас может быть чувство неприязни к человеку. Но если мы будем вести себя с ним по-доброму, мы превратим нашу неприязнь в любовь. С другой стороны, мы можем нести в себе самые добрые чувства к человеку и можем быть эмоционально привязаны к нему, но наши дела любви к нему могут быть ничтожны.
Мы понимаем, что истинная любовь по Евангелию означает ставить других на первое место, а эгоизм – это прямо противоположное, когда мы ставим себя на первое место, а других – на последнее.
Если я люблю кого-то по-настоящему, это не значит, что я испытываю к этому человеку какие-то чувства. Но если я люблю, то желаю поставить его на первое место и любить его больше, чем себя, и ставить его благо выше своего блага. Это и есть истинное дело любви, критерий, по которому мы будем различимы и отделены на Страшном Суде.
В сегодняшнем евангельском люди, поставленные на правую и на левую стороны, слышали одни и те же слова от Господа и попадали в одни и те же жизненные обстоятельства (бедность, заточение, жажда и т. д.). Странно то, что обе стороны призывали Бога одним и тем же словом «Господи». Что отличало одну сторону от другой, так это то, что они сделали и чего не сделали, были ли они внимательны или небрежны по отношению к своим ближним.
Таким образом, под «любовью» в Евангелии понимаются добрые дела, ибо мы действительно не можем любить Бога, если не будем служить своим ближним. Предложите Богу дела любви!
Бог принимает нашу любовь, если мы служим тем, кого Он любит, тем, за кого Он умер и воскрес
Давайте любить Его, предлагая Ему наши дела. Бог принимает нашу любовь, если мы служим тем, кого Он любит, тем, за кого Он умер и воскрес.
Вот почему Апостол сказал: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4: 20).
Что же тогда мешает нам совершать дела любви? Почему мы не можем накормить голодных? Не потому ли, что мы жадны и нам нравится оставлять себе самим избыток пищи? Почему мы не можем напоить жаждущего? Не потому ли, что мы предпочитаем сами пить воду в наших домах, а не раздавать ее? Почему мы не можем одеть нагих и приютить бездомных? Не потому ли, что нас волнует только наша одежда и поработивший нас иллюзорный мир моды, и тщеславие, которое уводит нас от мыслей о других?..
Почему мы не можем навестить заключенных? Не потому ли, что мы утверждаем, что любим ближних, но думаем, что это не наше дело – посещать их? И мы думаем, что достаточно для нас наших мирских и повседневных забот, и погоня за нашими личными интересами не оставляет нам места для заботы о других.
Много вопросов задает сегодня Евангелие, реальность жизни их тоже задает неоднократно. Ответ на них один и тот же: «За себя ли мы или за других?» Мы за дела любви или за интроверсию и работу эгоизма?
Если мы прочитаем «Четыре сотницы о любви» святого Максима Исповедника, то удивимся тому, что он говорит о состоянии бесстрастия.
Другими словами, наши страсти разрушают истинную любовь. Страсти – это любовь к себе, самоудовлетворение, своекорыстие и т. д., они не дают нам совершать добрые дела и ставят нас в сторону козлищ.
Великий пост сподвигает нас к воздержанию, к отказу от нашего эгоизма. Он очищает нашего ветхого человека и созидает нового. Это изменение направления нашей жизни вследствие покаяния.
Мы видим, как Великий пост идет рука об руку с делами милосердия, и это милосердие проявляется в различных формах.
Великий пост был задуман для нас, чтобы мы научились любить. Это инструмент, который взращивает в нас чувство самопожертвования и принятия существования прав других.
Цель Великого поста – в частности, заставить нас увидеть других, а не игнорировать их прекрасное присутствие.
Великий пост – это возвращение в настоящий Рай. Человек в своем эгоизме определяет свой персональный «рай» своими корыстными интересами, а Великий пост помогает нам осознать, что служение другим и есть жизнь истинного рая, каким его задумал Бог.
В Великий пост мы отказываемся от наших обманчивых желаний, мы воздерживаемся от интересов, ведущих к нашей гибели, мы учимся делу любви и освобождаемся от тирании страстей и эгоистичных желаний. Великий пост ведет нас к пониманию истинного смысла любви и учит нас совершать благие дела. Аминь.
Перевела с английского Александра Калиновская
Блог арабского православия
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (78) раз