Может ли быть отнята благодать у всего города?
Может ли быть отнята благодать не у конкретного человека, а у всего города? Помню, еще несколько лет назад в храмах было так радостно и благодатно, на большие праздники было невозможно протолкнуться – столько народа приходило. Идешь со службы, а в голове весь день молитвы и тропари звучат. А с приходом нового епископа все изменилось, появилось какое-то гнетущее чувство. Думала, что дело во мне, но оказалось, что все люди это испытывают. Куда же ушла радость?
Отвечает иеромонах Михаил (Чепель):
– Печально, если исчезает радость от участия в богослужении. В свое время один очень уважаемый и любимый народом священник говорил: будете хладнокровны, будете плохо молиться – зло постигнет вас. Мы как-то не ценим те благодатные возможности участия в церковной молитве в те времена, когда «все хорошо». А времена меняются, во все времена человеку, который идет ко Христу, на его пути ставятся препятствия. Силы тьмы, которые не хотят допустить единения верующего со Христом, для каждого находят свои препоны. И в разные времена они могут быть разные.
В атеистическое советское время государственные и общественные структуры зорко следили за тем, чтобы ни молодежь, ни дети, ни люди, что-то значащие в социальном плане, не участвовали в церковной жизни. А до революции 1917 года государство, через забюрократизированность церковной жизни, само отпугивало людей от Церкви. Почему с такой легкостью люди в советское время стали разрушать те же храмы, в которые недавно ходили молиться? Потому что они не верили в Христа Спасителя, их посещение богослужений было привычкой и показателем «благонадежности». К сожалению, иногда сейчас эти печальные дореволюционные образцы организации церковной жизни рассматриваются в качестве примера для подражания.
Благодать может прийти, а может и уйти. И не только из города, но и из страны. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин. 3:8). Вспомним Римскую империю, Византийскую империю, Российскую империю. Обмирщение иерархии, подражание ее представителей пышности чиновников и языческих жрецов, использование их методов работы, а через это уподобление паствы таким пастырям – все это предшествовало падению империй.
Но благодать может и прийти. Вспомним праздник Покрова Пресвятой Богородицы, когда по наполненной верой молитве верующих Божия Матерь сохранила город. Не нужно отчаиваться, когда кажется, что верующих мало.
Процитирую беседу Авраама с Богом, когда ветхозаветный патриарх просил его пощадить погрязшие в грехе города: «И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю. И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицом Господа. И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем? не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие. Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять. Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока. И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти. И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место» (Быт. 18:20-33).
Хотя и десяти праведников не нашлось в Содоме и Гоморре… Но праведный Лот и его семья были выведены из этого нечестивого места до его уничтожения. Поэтому никогда не нужно отчаиваться, нельзя уходить из Церкви, всегда нужно молиться, просить у Бога Его благодатной помощи. Христианин, живущий полагаясь на волю Божию, получает от Него и силы для преодоления жизненных испытаний.
В отношении епископа. Если вы видите, что он делает что-то не так, то не нужно его ругать, осуждать, нужно просто за него молиться, потому что на человека, который имеет такой сан идет огромное духовное давление со стороны инфернальных сил и со стороны разных людей. И если архиерей не пребывает постоянно в молитве, то ему очень сложно достойно это давление преодолеть. Насколько мы сможем проявить в своей жизни любовь и снисхождение к другим людям, настолько мы сможем прочувствовать те любовь и снисхождение, которые Господь, Распятый ради нашего спасения, дарует нам.
Источник: Николо-Сольбинский женский монастырь
Фото на заставке: solba.ru
Просмотрено (101) раз