Возвращение в рай
Слово в Неделю Сыропустную. Воспоминание Адамова изгнания.
Тот, кто любит, призван ставить других на первое место и любить других ради них, а не ради себя. Ставить других на первое место означает уметь контролировать страсти, говоря «нет» своим эгоистичным желаниям. Тот, кто гонится за удовлетворением собственных желаний и страстей, не только не может любить ближних, но пренебрегает ими и пользуется ими как предметами, или относится к ним как к врагам, соревнующимся с ним. Такой человек не может приблизиться к Богу. Поэтому он живет своей жизнью без рая. В это воскресенье, последнее перед Великим постом, мы вспоминаем изгнание Адама из рая.
Эгоистичное движение внутри нас саморазрушительно. Оно приводит к порабощению свободной воли других и к нашему неповиновению Божиим воле и повелению. Себялюбие отделяет человека от Бога и ближнего.
Своим сорокадневным постом и отказом подчиниться страсти чревоугодия Христос говорит «нет» Своей человеческой воле и «да» Божественной воле.
Тем самым Он открывает всем нам, сыновьям и дочерям Адама, путь возвращения к Богу.
По этой причине Церковь установила этот период Великого поста, чтобы дать каждому человеку возможность сказать «нет» своему эгоизму, преодолевая свои желания и склонности, и получить контроль над ними, а не оставаться под их контролем.
Великий пост – это, наконец, практика любви, ибо пост укрепляет в нас силу любви и разрушает эгоизм и подчинение ему. Благодаря этому движению любви к Богу и ближним человек дисциплинируется, становится чувствительным к ним. Вот почему милостыня идет рука об руку с постом. Человек дисциплинируется, чтобы преодолеть свой эгоизм, который требует удовлетворения, и спастись от этого рабства.
Великий пост укрепляет в нас силу любви и разрушает эгоизм
Лукавый искушал Адама, предлагая ему стремление к обожению и царственности собственными силами, без Бога, и насыщение своими удовольствиями.
И вкус фрукта, который вкусил Адам, оказался в конце горьким. Удовлетворение эгоистичных желаний происходит за счет других. Эгоизм разделяет людей. Это настоящий ад. Он приводит к отделению от других и к одиночеству. Поэтому каждое действие по удовлетворению наших эгоистичных желаний в конце оказывается горьким.
Когда человек позволяет себе неоднократно подчиняться страсти себялюбия, это становится привычкой. Эта привычка разрушает в нем всякое рассуждение и трезвенность, и себялюбие становится его постоянным состоянием. Это ведет к духовной смерти и разрушению уникальности его личности. Подобный человек уже не считается в своей жизни с Божественной волей, которая становится для него бессмыслицей. Это жизнь, изгнанная из рая.
И здесь наступает время поста и аскезы, чтобы изменить это, чтобы остановить это движение к себе и возродить стремление человека к жизни в раю. Великий пост есть не что иное, как возвращение в утраченный рай. Это время плача, стука в дверь рая и тоски по Земле Обетованной.
Великий пост есть не что иное, как возвращение в утраченный рай
Пост и подвижничество становятся путем возвращения в рай, но они не являются окончательной целью. В противном случае они превращаются в эгоистичное движение, отделяющее нас от Христа и заставляющие нас чувствовать себя праведниками.
Великий пост – это время, когда мы должны обратиться от желаний, удовлетворяющих наш эгоизм, к контролируемым желаниям, направленным к Богу и ближнему.
Великий пост есть разворот от нашей любви к себе к любви к Богочеловеку. Таким образом, речь здесь идет не об укреплении каких-то наших сил, а о работе в направлении любви. Пост должен вести к личному изменению и свободе от оков рабства себялюбия.
Чтобы начать бороться со своими страстями, мы должны начать с наших телесных страстей. Ибо бороться с нашими интеллектуальными страстями в уме гораздо труднее. Но начало утомления начинается с тела. Отцы связывают плотские похоти с испорченностью ума. Чревоугодие, например, вызывает дух блуда и других страстей. Поэтому, начиная поститься, человек начинает контролировать себя.
Воздержание и пост – это способ приблизиться к Богу и подружиться с Ним. Через пост Моисей разговаривал с Богом. Об этом говорится в одном из песнопений службы этого воскресенья. Пост есть начало всех добродетелей. Обуздание чревоугодия уничтожает внутренний эгоизм и открывает путь к развитию добродетелей. Способность обуздывать чревоугодие легко открывает человеку путь к добродетели.
Воздержание и пост – это способ приблизиться к Богу и подружиться с Ним
Сегодня пост гораздо важнее, чем когда-либо. Сегодняшний мир пропитан угождающим эгоизмом, и поэтому пост является нашей насущной потребностью. Сейчас, когда человек полностью порабощен своими страстями, он больше, чем когда-либо нуждается в посте. В наши дни индивидуализм стал законом, и нам нужно практиковать пост больше, чем когда нормой были братство и товарищество.
Молодым людям нашего сытого поколения гораздо больше нужно практиковать воздержание постом, чем людям прошлых голодающих поколений.
Великий пост – это не какой-то вид поклонения и не период времени, чтобы сделать нас просто «хорошими» людьми. Вот почему некоторые люди просят облегчить пост, но при этом хотят оставаться «хорошими».
Степень поста отличается от одного человека к другому. Это установлено для того, чтобы пост не стал еще одной обязанностью Закона. «Поститесь столько, сколько сможете», а не «съешьте столько, сколько сможете».
Так Великий пост становится способом обращения к Богу и встречи с Ним.
Прекращение поста удалило Бога от глаз Адама. Через пост Моисей увидел Бога, когда его внутренние духовные глаза очистились. Аминь.
Митрополит Павел (Язиджи)
Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Блог арабского православия
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (64) раз