Выбрать страницу

О совершении добрых дел втайне и о милостыне

О совершении добрых дел втайне и о милостыне

Молитва и пост – два крыла, на которых христианин может долететь до Христа, в соединении с милостыней они – надежная и короткая лестница к Пресвятой Троице, к спасению. Проповедь архимандрита Клеопы (Илие) в Неделю сыропустную (Изгнания Адама из рая).

Возлюбленные верующие! Господь и Спаситель наш Иисус Христос сошел с неба, чтобы оказать послушание Отцу Своему и послужить спасению рода человеческого, вырвав его из рабства диавола и смерти. Во всем Евангелии Он не перестает учить людей, как исполнять волю Божию и творить добрые дела ради Его славы и ради спасения своей души. В сегодняшнем Евангелии Господь, помимо других поучений, показывает нам, как поститься и где собирать сокровище для наших душ. Он говорит о посте, что тот должен совершаться во славу Божию и во спасение душ наших:

«А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 17–18).

Спаситель заповедал нам совершать втайне не только пост, но и милостыню, и молитву, и все добрые дела

Однако Спаситель заповедал нам совершать втайне не только пост, чтобы избежать славы человеческой, но и милостыню, и молитву, и все добрые дела, ибо вот что Он говорит: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Мф. 6: 1).

Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6: 2–6).

Вот, братия мои, как научил нас Спаситель наш Иисус Христос действовать втайне, чтобы уберечься от великого греха гордыни и тщеславия, часто находящих на нас из-за похвалы людской.

Но всегда ли добрые дела надо делать втайне? Мы должны делать добрые дела и втайне, и явно, когда их невозможно скрыть. Одно только надо иметь в виду: чтобы все наши дела были угодны Богу и совершались во славу Его. Ибо говорит Спаситель наш Иисус Христос: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16). Так что делаем мы добрые дела втайне или явно, будем делать их во славу Божию и в угоду Ему. Этому нас учит и избранный сосуд, великий апостол Павел, говоря: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10: 31).

Святые отцы учат, что у дела имеются тело и душа. Телом добрых дел является их совершение, а душа добрых дел – это цель, с которой мы их совершаем. Поэтому нам надо быть очень внимательными к тому, с какой целью мы делаем добрые дела. У доброго дела с плохой целью есть теневое основание, и мы, кроме того, что напрасно трудимся для его совершения, еще и делаем себя заслуживающими осуждения. Потому что Бог, видящий тайное сердца нашего, взирает не на то, что мы делаем, а на цель, с которой мы делаем доброе дело.

Блажен и треблажен такой человек, который ничего не хочет в жизни, кроме спасения своей души

Эту истину показывает нам и Максим Исповедник, который говорит: «Во всем соделанном нами Бог принимает во внимание цель». Ибо один делает доброе дело для того, чтобы его хвалили и почитали люди, другой – чтобы стяжать деньги или имущество, а третий – чтобы вовлечь других в грехи и удовольствия. Все эти цели плохи и душевредны. А кто-то берёт на себя весь труд добрых дел и с великим терпением и смирением несет свой жизненный крест, имея в виду лишь одну священную цель – делать всё во славу Божию, чтобы стяжать милость и щедроты Божии в день кончины и на Страшном Суде и спасти свою душу. Блажен и треблажен такой человек, который ничего не хочет в жизни, кроме спасения своей души.

Сколько же святых, возненавидев славу от людей, убегали из мира и служили Богу в пустынях и скалах земных! А иные, чтобы быть ненавидимыми и поруганными от людей, соделывались безумными Христа ради, каковыми были святые Андрей Юродивый и Симеон, Христа ради юродивый.

Фото: monastery.ru

Другие, опасаясь пропасти тщеславия, больше старались скрывать добрые дела, чем творить их. Так мы видим старца, всегда скрывавшегося в недрах пустыни и там проводившего жизнь в тишине, безмолвии и молитве. Однажды ученик спросил его:

– Отче, почему ты всегда убегаешь от нас и удаляешься в недра пустыни? Не лучше ли было жить близ людей, чтобы, видя твои подвиги и доброе житие, и другие получили пользу, и тебе было больше воздаяния от Бога?

Отвечал старец:

– Поверь мне, чадо, что если бы кто был подобен святому и великому пророку Божию Моисею и жил вместе с людьми, то не смог бы называться сыном Божиим по благодати и никак не принес бы пользу своей душе. Ибо я сын Адама, и как отец мой Адам, увидев плод красивый и хороший на вкус, не утерпел, чтобы не отведать его, из-за чего и умер, так и я, когда вижу плод греха, тотчас же хочу его, из-за чего, взяв и отведав его, умру.

Для того преподобные отцы наши и убегали из мира в пустыню, чтобы умертвить свои страсти и сластолюбие, ибо там не находили еды, рождающей похотение греха.

Возлюбленные верующие! Сегодня заговенье на сыр, а с завтрашнего дня начнется святой и Великий Пасхальный пост, который длится семь недель. Первые шесть недель составляет собственно пост, а на последней седмице до Воскресения Господа мы постимся в честь Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

О том, как следует поститься, нас учит Сам Спаситель в сегодняшнем Евангелии, как мы уже упоминали вначале. То есть чтобы мы постились каждый по силам, но втайне и с радостью, а не с печалью, ибо есть христиане, которые говорят:

– Я не могу поститься, потому что болею!

Или если все-таки попостятся день-два, то выглядят печальными, недовольными и даже возбужденными. В этом отношении, братия мои, вам следует знать, что Церковь не умерщвляет людей, но умерщвляет страсти. Отказ от скоромного и даже от вина установлен Церковью для всех, но по силам. Он необходим для всех, особенно для молодых, чтобы удержать их от грехов и плотских страстей. Если же кто болен, стар или немощен, да слушается духовника и постится сколько может.

Фото: monastery.ru

Знайте и то, что пост бывает двух видов. Пост телесный, то есть воздержание от пищи на ограниченное время, чтобы как можно чище молиться Богу и обуздывать свое естество. Второй пост – душевный, то есть удержание языка, глаз и слуха от зла, рук – чтобы не совершили какого-нибудь греха, а особенно удержание ума от страстных представлений и мыслей, сердца – от похотений и всяческих зол, «исходящих из сердца» (см.: Мф. 15: 19), и воли, чтобы не соглашалась на совершение какого-нибудь греха.

Только тот, кто постится и телом, и душой, соблюдает полный и истинный пост

Итак, вот два вида поста. Только тот, кто постится обоими видами поста, то есть и телом, и душой, соблюдает полный и истинный пост. Если же кто болен, пусть воздерживается от пищи по силам, но отказывается от гнева, табака, пьянства, ссор, сквернословия, шуток, многоспания, нечистых мыслей и представлений, нехороших книг, мерзких грехов телесных и душевных, воровства, лжи, тяжб в судах, колдовства, абортов, разводов, раздоров между родственниками и всякого греха. Ибо важнее душевный пост – отказ от плохих мыслей и дел, чем телесный пост – отказ от еды. Кто воздерживается от всех душевных зол, тот с легкостью сможет воздержаться и от еды с питьем.

Кто-нибудь может спросить о древности поста, полагая, что пост был установлен Церковью намного позже. Здесь напомню вам слова святителя Василия Великого, который говорил, что пост – одна из самых древних заповедей, поскольку был установлен в раю. Ибо Бог заповедал Адаму: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2: 16–17).

Видите древность поста? А когда Адам и Ева нарушили заповедь поста и послушания, вы видите, что они были изгнаны из рая и умерли? Вот какова древность поста и каковы последствия для тех, кто мог, но не захотел поститься. Итак, будем и мы стараться пройти течение Великого поста с воздержанием по силе своей, телесной и душевной. Если же не можем или не знаем, как поститься, будем следовать совету своего священника.

Возлюбленные верующие! Пост соблюдался и в Ветхом Законе. Иудеи постились в понедельник, четверг и в другие определенные дни по культовому установлению Ветхого Завета. В Законе Благодати святые отцы, отправляясь от иудейского культа, установили два дня обязательного еженедельного поста – в среду, в память о предательстве Господа Иудой, и в пятницу, в честь распятия Его на Кресте. Позднее и понедельник был признан постным днем, особенно для монахов, чтобы Церковь христианская во всем избыточествовала по сравнению с иудейским культом.

Впоследствии были установлены и другие четыре поста в году, из которых самым важным для покаяния и нашего духовного возрастания является Великий пост. В этот святой пост христиане воздерживаются от скоромной еды, как можно чаще ходят в храм, мирятся друг с другом, супруги полностью хранят плотскую чистоту. Все молятся больше, регулярно читают Псалтирь, кладут земные поклоны и подают милостыню по силам, исповедуются и причащаются два раза в течение поста или хотя бы один раз до Святой Пасхи, отказываются от судебных тяжб, ссор и развлечений, которые порабощают ум и многих вводят в прелесть.

Фото: monastery.ru

Чтобы извлечь пользу из поста и с легкостью провести его, надо соединить его с еще двумя добрыми делами – священной молитвой и милостыней. Молитва и пост образуют два крыла, на которых христианин может долететь до Христа, а в соединении с милостыней они приводят к Пресвятой Троице и составляют самую надежную и короткую лестницу спасения для христиан. Лестницу всего с тремя ступенями, которая может поднять нас снизу, куда мы пали вместе с Адамом, наверх, в Царство Небесное.

Пост – это жертва тела, молитва – жертва души, а милосердие – жертва любви во Христе

Возлюбим же эти три добродетели и будем возделывать их всю жизнь, а особенно сейчас, в пост Святой Пасхи. Пост – это жертва тела, молитва – жертва души, а милосердие – жертва любви во Христе. Будем поститься с любовью и восходить по лестнице Великого поста с радостью, а не воздыхая, «ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 7).

Адам пал, нарушив заповедь о посте. Поэтому и называется сегодняшнее воскресенье Неделей изгнания Адама из рая. Мы же восстанем из падения Адамова, поднимаясь постом, молитвой и милостыней по сорокадневной лестнице Великого поста, духовно возрастая в вере, любви и уповании спасения, покуда не достигнем Христа Воскресшего и незаходимого света Пресвятой Троицы.

Нынешним вечером на вечерне читается молитва о прощении. Верующие испрашивают друг у друга прощения дома и в храме, в каждом селе, на каждом приходе, в семье, равно как и пребывающие в монастыре. Без прощения мы не можем начать пост, не можем молиться и наши труды бесполезны.

А начиная с завтрашнего дня в течение четырех дней в каждом храме будет читаться Великий канон святого Андрея Критского – очень красивая покаянная молитва. Кто может, с благоговением участвуйте в службе Великого канона, который читается четыре дня. Дома читайте молитвословы и христианские книги и, сколько будет времени и сил, кладите земные поклоны. Особенно читайте Псалтирь до Святой Пасхи, ибо великой силой обладают псалмы.

Этими краткими духовными наставлениями мы завершаем сегодняшнюю проповедь и молим Благого Бога, да благословит нам начало Великого поста, чтобы мы прошли его с пользой и в радости поклонились Его славному Воскресению. Аминь.

Архимандрит Клеопа (Илие)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Pagini Ortodoxe
Источник: Сретенский монастырь

Фото на заставке: monastery.ru

Просмотрено (74) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Вселенскую родительскую субботу
22 февраля — Вселенская родительская суббота. Поминовение усопших.  Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу...... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Неделя о блудном сыне

Вторая подготовительная неделя к Великому посту
Неделя о блудном сыне

За две седмицы (недели) до начала Великого поста Православная Церковь воспоминает евангельскую притчу о блудном сыне, изложенную в «Евангелии от Луки» (глава 15, стихи 11-32). Она учит добродетелям покаяния и прощения... далее Рубрики:

Подать записку на Великий пост

Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Скоро праздник

16 февраля - Равноап. Николая, архиеп. Японского

Архиепископ Николай Японский - миссионер, основатель Православной Церкви в Японии. По собственному желанию вызвался ехать в Японию, где требовался клирик для русской посольской церкви. Проповедь христианства среди японцев была исключительно трудным делом из-за подозрительного, а порой и враждебного отношения в Японии к иностранцам. В течение 8 лет святитель Николай изучал язык, культуру и быт страны. Первым, кого он обратил в Православие был японский жрец, бывший самурай, пришедший в дом к о. Николаю, чтобы убить его... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

18 февраля — Иконы Божией Матери «Взыскание погибших» далее »

22 февраляВселенская родительская (мясопустная) суббота далее » Обретение мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея России далее »

23 февраляНеделя мясопустная, о Страшном Суде далее »

24 февраля — Сщмч. Власия, еп. Севастийского далее