Что важно учитывать при подготовке к молитве?
Молитву можно сравнить с бегом через препятствия.
Для того, чтобы пробежать дистанцию, спортсмен должен не только иметь хорошую физическую форму, но и быть выносливым и целеустремлённым. Если он выйдет на старт неподготовленным, забег будет проигрышным. Любая молитва требует длительной подготовки к её совершению. Митрополит Лимассольский Афанасий пишет: «Молитва – это результат всех остальных духовных деланий, какие мы имеем». То есть, чистая молитва — это плод добродетели, а точнее – их венец. «Надобно очистить сначала самих себя, а потом уже беседовать с Чистым», – учит святитель Григорий Богослов. Суммируя взгляды святых отцов и пастырей Церкви, можно выделить такие условия подготовки к молитве:
Вера. Казалось бы, это очевидно. Но если подумать, то действительно молитва без веры сразу же обесценивается. По слову Святейшего Патриарха Кирилла, «молитва есть ответ на нашу веру». Если мы не верим в действенность молитвы, тогда зачем молиться, сотрясая воздух? Если мы не доверяем свои мысли и надежды Богу, в чём тогда смысл нашей молитвы? После просьб об исцелении, Христос часто спрашивал вопрошавших, веруют ли они в Его силу. И только после утвердительного ответа Он врачевал телесные недуги. Таким образом, вера — это фундамент молитвы.
Покаяние. Приступать к Богу без покаянного чувства – это то же самое, что прийти на регистрацию брака без паспорта. Молясь, мы вступаем в духовный союз с Богом. Соединяясь с Господом, мы должны предоставить Ему удостоверение личности христианина, каковым является покаяние. Покаяние – это добродетель, которую следует всегда носить при себе и никогда не терять её. «Истинная молитва есть голос истинного покаяния. Когда молитва не одушевлена покаянием, тогда она не исполняет своего назначения», – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).
Смирение. Оно неразрывно связано с предыдущей добродетелью, так как смирение — это дочь покаяния. «Молитва есть вопль и плач смирения», – считает святитель Игнатий. Смирение всегда проявляется в покорности человека воле Божией. Приступая к молитве, мы приходим к Богу со своими проблемами — будь то материальными или духовными. Смиряясь, мы передаём свою проблему Богу, одновременно освобождаясь от тяжёлого бремени. Поэтому смирение — это залог продуктивной молитвы.
Любовь. Как христианства нет без любви, так и молитвы нет без любви к Богу и людям. Каждый из нас ощущал сухость и холодность на молитве, когда мы приступали к ней, имея на душе злость, осуждение или обиду на кого-то. Даже если мы только подумали о человеке что-то нехорошее, молитва уже будет бесплодной. Прощение обидчика и примирение с обиженным обогащают душу любовью, готовя её к молитве. «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34), — произнёс Спаситель. «Избыток сердца» – это совершенная любовь, а под «говорением уст» Христос подразумевал молитву. Так и существуют они нераздельно, как два сообщающихся сосуда.
Решимость к действиям. Это тоже немаловажное условие для молитвы. Святые отцы не зря называют молитву «духовным деланием». Как и любое другое дело, молитва должна быть нацелена на результат. Основной результат молитвы — покаяние. Оставаясь непременным условием правильной молитвы, покаяние выступает и её необходимым итогом. Молитва призвана изменять наши ум и сердце, тем самым приближая нас к Богу и пробуждая в нас желание жить по Его заповедям.
Николай Волошин
Источник: Православная Жизнь
Фото на заставке: pravlife.org
Просмотрено (98) раз