Выбрать страницу

Что такое литургия Преждеосвященных Даров: устраняем пробелы

Что такое литургия Преждеосвященных Даров: устраняем пробелы

Каждый православный Великим постом стремится побывать и причаститься на литургии Преждеосвященных Даров. Сегодня мы освежим знания об этом уникальном богослужении.

Литургия Преждеосвященных Даров – это…

Литургия Преждеосвященных Даров – чин, заменяющий в будние дни Великого поста полную евхаристическую литургию. Самой ее выразительной и явной особенностью является отсутствие Анафоры – молитвы, занимающей центральное место в полной литургии, посредством которой заготовленные Хлеб и Вино становятся Телом и Кровью Христовой. Однако, несмотря на это, литургия Преждеосвященных Даров сохраняет остальные существенные черты общественного богослужения, потому ее нельзя путать с практикой самопричащения, имеющей место в некоторых аскетических традициях, и причащения больного человека на дому или в больнице.

Чины данного богослужения известны в константинопольской, римской, сирийской, нубийской, египетской и палестинской редакциях. За пределами православного мира на сегодняшний день литургию Преждеосвященных Даров служат лишь в Маланкарской Церкви Индии, находящейся в общении с сиро-яковитами.

История

Самые ранние из имеющихся письменных свидетельств о совершении литургии Преждеосвященных Даров относятся к VII веку. Опять же, здесь мы говорим не о той или иной практике причащения вне полной Евхаристии, а о сформированном литургическом формуляре. Под 615 годом в константинопольской «Пасхальной хронике» стоят указания о необходимости пения «Да исправится…» при перенесении ранее заготовленных Тела и Крови из скевофилакиона (сосудохранительницы) в алтарь, а после священнического возгласа «По дару Христа Твоего…» народу полагается петь «Ныне силы Небесныя…», а не «Иже херувимы… » как обычно.

Мы видим, что такой порядок песнопений сохраняется и до сего дня. Также очевидно, что обозначенные указания не являются каким-то нововведением, а закрепляют более раннюю практику.

Окончательная каноническая фиксация литургии Преждеосвященных Даров произошла на Трулльском Соборе 691-692 гг., 52-е правило которого предписывает ее совершение «во все дни поста Святой Четыредесятницы, кроме суббот и воскресений и святого дня Благовещения».

Если говорить о более ранних косвенных свидетельствах служения литургии, то очевидно, что сформировались они вместе с традицией соблюдения Великого поста, окончательно оформившейся к IV веку. Согласно 49-му и 51-му правилам Лаодикийского Собора (360 г.), в будние дни поста запрещалось служение полной литургии. Однако христиане при этом стремились как можно больше находиться на общественном богослужении в храме и причастии Святых Таинств, следствием чего и стало возникновение чина литургии Преждеосвященных Даров.

Дни совершения

Литургия Преждеосвященных Даров. Фото: pravoslavie.ru

Помимо Четыредесятницы, в другие дни сегодня неполная литургия не совершается, однако не так было в более ранние времена, о чем, например, говорит упомянутая выше «Пасхальная хроника». Описывающий богослужение Константинополя IX-XI веков Типикон Софийского собора (а также Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г.), указывает на необходимость совершения литургии Преждеосвященных Даров в среду и пятницу Сырной седмицы и возможность ее служения во все среды и пятницы на протяжении года.

Сугубо постный характер будних дней Великого поста привел к понижению статуса неподвижных праздников, приходящихся на этот период. Отсюда появляются указания на служение литургии Преждеосвященных в эти дни, как, например, в память обретения Главы Иоанна Крестителя, 40 Севастийских мучеников или навечерие Богоявления.

Авторство

В древних рукописях чина литургии Преждеосвященных Даров не содержится указания на ее автора. Первые свидетельства на этот счет появились только во втором тысячелетии. Так, например, в греческих Евхологиях XII-XVI веков упоминается имя святителя Германа Константинопольского. Немного реже с XIV столетия встречается имя святителя Епифания Кипрского, с XV – святителя Григория Великого (Двоеслова), с XVI – Григория Богослова. Ряд славянских списков XIV-XVI веков, а также ранние грузинские переводы упоминают имя святителя Василия Великого.

Из сказанного очевидно, что автор литургии Преждеосвященных неизвестен, а ее современный чин формировался на протяжении длительного времени под влиянием различных факторов.

Сегодняшняя привязка данной литургии к имени святителя Григория Двоеслова, скорее всего, выросла из продолжительной агиографической традиции, начавшейся с упоминания под 12 марта в Синаксаре Великой Константинопольской Церкви того факта, что в традиции западных христиан он ввел возможность служения полной литургии в будние дни святой Четыредесятницы.

* * *

Итак, литургия Преждеосвященных Даров – это действительно, как было сказано, уникальное богослужение, являющееся отражением древних традиций, а потому не стоит пренебрегать возможностью помолиться на ней и причаститься Христовых Таин, особенно в наше очень неспокойное и опасное время.

Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Союз православных журналистов

Фото на заставке: trsobor.ru

Просмотрено (144) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Событие это не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания. Однажды святой праведной Анне явился Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Нареки Ее Мария»... Праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место в истории России – ему посвящены множество храмов, написаны удивительной красоты иконы, на этот день назначались решающие для судьбы нашего Отечества сражения. Так, именно в праздник Рождества Божией Матери в 1380 году была одержана историческая победа на поле Куликовом... далее Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской)

Икона Софии, Премудрости Божией занимает особое место в Русской Православной Церкви. Впервые этот образ появился в Византии. Есть много списков с изображением Софии, Премудрости Божией в России, но все они сводятся, в основном, к двум типам: Киевскому и Новгородскому. Все списки с изображением Софии, Премудрости Божи­ей, изображают Божию Матерь и воплотившуюся от Нее Ипостасную Премудрость — Сына Божия, выражая одну главную мысль. Воплощении Сына Божия неотделимо от мысли о Богоматери, которую величают Домом Божественной Премудрости, истинным Храмом Живого Бога на земле. Это послужило одним из оснований для механического перенесения на образ Девы Марии содержания и символики Софии Премудрости Божией... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Хонех далее »

21 сентябряРождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии далее »

22 сентября — Праведных Богоотец Иоакима и Анны далее » прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца далее »

24 сентября — Прп. Силуана Афонского далее » перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев далее »

25 сентября — Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы