Выбрать страницу

Смысл страданий. Слово в Неделю Крестопоклонную

Смысл страданий. Слово в Неделю Крестопоклонную

Крест износится посередине Великого поста на середину Церкви, чтобы показать нам Христовы и наши страдания. Смысл Великого поста в том, чтобы мы, глядя на Крест, увидели самое главное — что такое грех, страдания и смерть. Пока человек не увидит Крест Христов, вся жизнь для него кажется адом и несправедливостью, потому что в мире часто преуспевают самые низкие и подлые. Несправедливой кажется потеря наших близких, наши болезни и наша смерть. Несправедлива вся жизнь. И то, что происходит сегодня в мире, — полное торжество несправедливости.

При этом человек переживает двойную пытку, ибо душа человека, в том числе самого несправедливого, устроена так, что ужасается несправедливости. И всю жизнь он может ждать, что справедливость восторжествует. Так силен в нас Божественный инстинкт справедливости, что если мы не утоляем его, то можем придти в отчаяние и даже покончить жизнь самоубийством.

Какая в мире несправедливость! Невинные младенцы могут быть жертвой несправедливости точно так же, как худшие из людей. Человек смиренный и добрый может страдать больше, чем подлый и злой. Нет никакого закона, никакого твердого принципа, нет никакой справедливости в распределении страданий.

Где же Бог? А Бога нет. Бог отвергнут человеческой свободой. Вот что значит грех и отвержение Бога. Когда Бог изгоняется из жизни, грех, а не Бог, царствует над человеком. А греху закон не писан, вернее, закон греха — несправедливость. Его принцип — произвол. Сам человек в своей свободе избрал грех, предпочел грех Богу. Как может он винить Бога за то, что падает под железным игом греха? Но чтобы человек не мог обвинять своего Творца за страдания, которые преследуют его вследствие его добровольных грехов, Бог послал Сына Своего Единородного, чтобы Тот страдал страданиями человека, в то время как Он не сделал ничего, заслуживающего страданий.

Так Бог упразднил несправедливость страданий, придя как человек и претерпев эту несправедливость. Приняв страдания таким образом, Христос придал новый смысл и новую цену самому страданию. Раньше оно было заслуженной платой за грех, теперь оно стало жертвой любви, и подвигом смирения. В Гефсимании и на Голгофе Сын Божий страдал, и душа Его была печальна до смерти. Его пот падал как капли крови на землю. Как если бы Он был ранен непостижимой раной любви к человеку.

Задумаемся об этом. Если грешник страдает, и даже если какие-то его скорби несправедливы, все равно действует в нем закон греха. Если праведник страдает больше нечестивого, это потому что закон греха царствует над тем и над другим. И в этом законе нет справедливого распределения страданий. Если ребенок страдает, как взрослый, это потому, что как бы ни был он чист, все равно — дитя греха. И грех дает только несправедливость и страдание.

Но как Господь наш Иисус Христос мог понести эти невыносимые страдания, как принял Он позор человечества, как с беззаконными вменися Тот, Кто родился от Духа Святого и Пречистой Девы Марии, Тот, Кто был без греха и Кто сказал о Себе «Я истина»? Не символически, не воображательно, но как говорит Писание, Он грехи наши вознес на Древо на Теле Своем. Это тайна Божией и Христовой любви, и тайна нашего Искупления. Кто может ее постигнуть? Он взял на Себя то, что наше, и дал нам то, что Его. Во Христе Иисусе страдание становится великим даром. Бог дал вам благодать во Христе Иисусе, говорит апостол, не только веровать в Него, но и страдать за Него.

Когда мы слышим этот призыв: «С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак. 1, 2), мы понимаем, что всякое страдание, какое бы оно ни было, связано со Христом. И что мы должны принимать его с благодарностью и с радостью, зная, что по мере того как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше. Все заключается в одном — чтобы мы были со Христом в вере, в правде, в покаянии, в посте, в страданиях и в смерти.

Самая великая печаль — в том, что в мире утверждается тирания греха, как будто Христос не приходил. Когда сам народ избирает жизнь во тьме, как возьмет Христос на Себя позор народа? Только бы нам быть с Ним, с Господом нашим. И тогда не страшна никакая несправедливость, «ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо». «Только бы не пострадал кто из вас как вор или убийца, или злодей, а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Петр. 2, 19; 4, 15—16). Если мы во Христе Иисусе, чем больше возрастают наши страдания, тем больше возрастает наше участие в Его жертвенной любви. И только смертью нашей участвуем мы в Его смерти, приобщаясь в полноте Его любви, которая соединяет нас с Его радостью и с Его Воскресением.

Протоиерей Александр Шаргунов
Источник: Русская народная линия

Фото на заставке: monastery.ru

Просмотрено (41) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

27 ноября - Апостола Филиппа

Апостол Филипп - один из 12-ти апостолов. Был третьим из апостолов, призванным Иисусом Христом (по Евангелию от Иоанна). За проповедническую деятельность апостол Филипп был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии... далее

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского

Святитель Григорий Палама — архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма, часто именуется отцом (особенно в греческих церквах) и учителем Церкви... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »