Выбрать страницу

Отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мною

Отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мною

Дорогие братья и сестры, сегодня мы милостью Божией дожили до Крестопоклонной Недели Великого поста. Как будто только вчера мы вступили в этот пост – и уже половина поста прошла. Для того, чтобы сподвигнуть нас к подвигу, чтобы мы не ослабевали, не опускали руки в подвиге поста, не падали под соблазнами искушений врага рода человеческого, Святая Церковь ставит в середине поста Древо Животворящего Креста Господня, на котором был распят Сам Христос для искупления наших грехов. Мы, подобно путнику, идущему долгим путем по пустыни, находим дерево, Древо Креста Господня, останавливаемся и отдыхаем. В одной из стихир Крестопоклонной недели говорится очень красиво об этом, примерно так, что Господь трость Креста омочил в краске Своей Пречистой Крови и подписал, как Царь, разрешение всех наших грехов.

Если каждый из нас задумается, для чего Христос пришел на землю, что Он совершил для нас и какие возможности у нас после этого появились, то, может быть, наша жизнь станет более внимательной и наполнится благодарностью Богу. Но сегодня мы очень мало знаем и очень мало интересуемся этим. Свободу, дарованную нам Творцом для большего благочестия, мы почему-то применили к расслаблению.

Мы видим сегодня, что Таинство Крещения проводится, люди принимают его. Только принимают совершенно не понимая, что, крещаясь во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, человек становится христианином, становится членом Церкви вечной, Небесной и земной, и ему надлежит отрекаться от сатаны не только в день крещения, но и в каждый день своей жизни. Человек принимает крещение без понимания, без знаний, и поэтому жизнь после крещения ничем не отличается от жизни до крещения. Потом такой человек спрашивает: «А что поменялось, как я жил до крещения, так живу и после крещения? Не вижу разницы». А когда поинтересуешься: «Ты делаешь что-нибудь?» Отвечает: «А что мне надо делать?» Почему же ты спрашиваешь сейчас, что тебе делать? Ты должен спрашивать, что тебе делать до того, как принимать Таинство Крещения. И первое условие для того, чтобы стать христианином, приняв крещение, – это оставление греховной жизни: поворот на 180 градусов, борьба с собой, со своими страстями для того, чтобы Царство Небесное, Царство Божие пришло в душу твою. И результат этого бессознательного принятия Таинства мы видим сегодня: большой процент православных христиан, считающих себя христианами, таковыми не являются.

Христианин – это тот человек, который следует Христу. Первые последователи Христа были названы христианами в Антиохии в I веке. Это были люди, которые оставили все и шли за Христом. Это не те люди, которые делают, что хотят, которые идут против Христа, против Церкви, против иерархии, против заповедей Божиих в угоду себе. Сегодня в Евангелии Господь говорит, что первое условие служения Богу, первое условие шествия по крестному пути за Христом – это отвержение себя.

А что такое отвержение себя? Когда человек говорит «Я», он сразу невольно выявляет все свои страсти, все свои позиции, все свои амбиции, свой эгоизм. Это неправильная любовь к себе и как бы защита своих греховных начал. Человеку, который хочет служить Христу, нужно оставить эти греховные начала. Свои страсти, свои мысли, свои понимания, свои рассуждения греховные – они не достойны Бога. Только при условии, что человек оставит все это, он может получить взамен Христову благодать, которая дается для подвига.

Если сосуд наполнен водой или какой-то другой жидкостью, в него больше не нальешь ничего. Чтобы налить что-то новое, нужно опустошить сосуд. Так и душа человека, если она наполнена эгоизмом, страстями, пониманием мира из этого состояния, то человек, пока не очистит свою душу от этого, не сможет понять Христа. Он не сможет понять, для чего ему нужно подвизаться, для чего нужно поститься, для чего нужно молиться, для чего ходить в храм.

Таким образом, первое условие – это отвержение себя. Далее Господь говорит: кто не отвергнется себя и не возьмет крест свой и не пойдет за Мной, тот отщетит свою душу, то есть свою жизнь сделает бесполезной. А кто отвергнется себя, возьмет крест свой и пойдет за Мной, начнет соблюдать заповеди, начнет бороться с грехом, тот на первый взгляд губит свою душу (см. Мк. 8:34-36). То есть он идет против своего желания, делает то, что ему не нравится, но на самом деле он освобождается от этого греховного, порочного, душевредного и входит в область свободы во Христе, становится участником Царства Небесного, носителем Христа в себе. И вот сами подумайте, кто сильнее: тот, который не может отречься от своих амбиций, от своих желаний, или тот, который готов все ради Бога принять и идти дальше?

Свобода во Христе может быть понятна только человеку, обновленному благодатью Божией. Человек, который погряз в страстях, для которого главное в жизни – это только он сам, который страдает эгоцентризмом, который сам себя ставит в центр внимания, такой человек не может понять, зачем ему подвизаться, зачем молиться, зачем ущемлять свои желания, ущемлять свою душу. А человек, который начинает это делать, вкушает благодать Божию, устремляется к тому, чтобы соблюдать не свою волю, но волю Божию. Он ищет, чтобы Господь царствовал в нем, а не сам он царствовал без Бога.

Война идет между этими двумя состояниями людей. Одни хотят царствовать без Бога, как хотели Адам и Ева, когда вкусили плод познания добра и зла, чтобы все знать и быть как боги. Это было заманчиво – знать. Эта страсть до сих пор заставляет человека обращаться к диаволу, к экстрасенсам, колдунам, чтобы знать, чтобы владеть. Это состояние богопротивное.

И противоположность – состояние, когда человек говорит: «Я хочу быть рабом Божиим, чтобы Бог царствовал во мне, чтобы Он управлял мною во спасение мое».

Вот эти два состояния людей находятся во вражде, потому что Господь положил вражду еще в раю между семенем жены и змеем.

Господь говорит далее: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38), то есть перед Отцом Небесным постыжусь исповедовать вас, потому что вы недостойны. Вот вся суть крестоношения земного человека…

Сегодня читаются такие места из Евангелия, которые должны быть нам в помощь и укреплять наш подвиг. Чтобы мы не думали, что если мы совершаем подвиг, то совершаем что-то особенное, и Господь нам должен. Мы совершаем подвиг, чтобы очистить себя от грехов, чтобы не впасть в новые грехи, чтобы избежать новых искушений и новых падений, и для того, чтобы приготовить себя к более чистому восприятию праздника Светлого Христова Воскресения.

Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий, 2020 г.
Источник: Николо-Сольбинский женский монастырь

Фото на заставке: бого.рф

Просмотрено (42) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

24 сентября - Прп. Силуана Афонского

Силуан Афонский - схимонах Константинопольского Патриархата русского происхождения, который подвизался в Русском Пантелеймоновом монастыре на Афоне. Прославился своими аскетическими подвигами и как великий молитвенник за весь мир... далее Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев

Преподобные Сергий и Герман Валаамские, согласно церковному преданию, были греческими священноиноками, пришедшими в X веке во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Они проповедовали христианство в Карелии и поселились на Валаамском острове. Там они основали Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь, который стал центром православия Северного края Руси... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

22 сентября — Праведных Богоотец Иоакима и Анны далее » прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца далее »

24 сентября — Прп. Силуана Афонского далее » перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев далее »

25 сентября — Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского далее »

26 сентябряПамять обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) далее »

27 сентябряВоздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (Строгий пост) далее » Преставление Иоанна Златоуста далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы