«Оружие непобедимое, утверждение нерушимое»
По благодати Божией мы достигли преполовения Великого поста. Сострадательная Мать наша, Святая Православная Церковь, сочла нужным обратить наше внимание сейчас на Святой Крест как на радость мира и силу верных. Это сделано для того, чтобы помочь нам дальше идти через борения божественного поста.
В богослужении на всенощной мы слышали: «Поклонéния день честнáго Крестá,/ прииди́те к семý вси:/ востáния бо Христóва зари́,/ светосия́яй предлагáет ны́не,// тогó облобызáим душéвно рáдующеся».
И сейчас мы находимся на середине нашего великопостного пути, нашей духовной борьбы, начавшейся несколько недель назад.
Вероятно, к настоящему времени мы уже могли утомиться от стараний подвижничества, то есть от поста и молитвы. Поэтому не случайно, что именно сейчас, на середине нашего пути к Святой Пасхе, Церковь обращает наш взор на Крест Господень, на жертвенные страдания Спасителя и Его крестную смерть.
Именно в третье великопостное воскресенье мы обнаруживаем ожидание и предвкушение Креста, на котором в Страстную Пятницу будет распят Спаситель, прежде чем мы разделим радость Его Воскресения.
В богослужении в субботу мы также слышали такие слова: «Очи́ма и устнáма чи́стыма/ пою́ще песнь рáдования,/ Госпóдню Крестý рáдостию// поклони́мся вéрнии, плéщуще пéсньми».
Если мы следуем православному календарю, мы являемся свидетелями того, как Церковь празднует память Святого Креста два раза в год. Первый раз – 27 сентября, когда вспоминается, как святая Елена обнаружила Древо Святого Креста. Оно затем было воздвигнуто патриархом Макарием с молитвой: «Господи, помилуй».
Второй раз – это нынешнее торжество с глубоким духовным смыслом, в разгар Великого поста. И сейчас Церковь укрепляет нас и напоминает нам, что пост, молитва и все подвиги – не что иное, как наш крест, который мы несем, чтобы соучаствовать в страданиях Господа перед Его Воскресением. Церковь напоминает нам, что путь к Воскресению неизбежно должен пройти через Голгофу, то есть через Распятие.
Пост, молитва и все подвиги – наш крест, который мы несем, чтобы соучаствовать в страданиях Господа перед Его Воскресением
В евангельском отрывке воскресенья Крестопоклонной недели не говорится о Распятии Господа Иисуса, как в Страстную пятницу или на Крестовоздвижение, но этот отрывок – о духовном значении Креста в нашей жизни.
Фото: monastery.ru
Господь сказал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8: 34–35).
Здесь Господь Иисус говорит об условиях ученичества: «Кто захочет идти за Мною…» Решить следовать за Ним и стать одним из Его учеников – это свободное и личное решение каждого человека.
Христос уважает нашу свободную волю. Следовать за Иисусом – это решение, которое вы принимаете самостоятельно. Быть Его учеником – это проявление свободной человеческой воли, а не обязательное условие, которое Бог ставит перед нами.
И если вы решите следовать за Ним, то следующий необходимый шаг: «Отвергнись себя». Самоотречение означает отказ от своих страстей, удаление себя из центра этого мира и поставление Господа Иисуса в центр своей жизни. Если мы поставим Христа в центр жизни, то все в ней займет свое правильное место и положение.
Если мы поставим Христа в центр жизни, то все в ней займет свое правильное место и положение
После этого идет призыв Христа взять крест: «Возьми крест свой и следуй за Мною». Крест здесь понимается по-разному. Для христианина в этот благословенный период крест представляет собой пост, молитву и поклоны, а также крест искушений, испытаний и боли, с которыми христианин обязательно сталкивается на протяжении всей своей жизни. И все это следует нести с терпением.
Дальше Иисус говорит: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее…»
Слово «душа» («психея») происходит из греческого языка и может быть переведено как «жизнь». Конечно, Господь не говорит о разрушении души или жизни, в смысле ее потери или умерщвления, но здесь Он имеет в виду жертву.
Кто хочет спастись, то есть стяжать жизнь вечную, пусть погубит ее трудами подвижничества, борениями духовными и терпением трудностей и скорбей. Всякий, кто трудится ради благой вести (Евангелия) и ради Владыки Христа, обретет жизнь вечную.
Свидетельство о Христе необходимо каждому верующему христианину. Верующий не стыдится того, что Христос, Сын Божий, был распят. Апостол Павел говорит: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6: 14).
Крест во времена жизни Христа был постыдным символом казни с человеческой точки зрения, и верно, что написано: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, – ибо написано: проклят всяк, висящий на древе» (Гал. 3: 13).
Фото: monastery.ru
Однако после Воскресения Христова крест стал называться «Животворящим Крестом». На воскресной вечерне мы слышим: «Ра́дуйся живоно́сный Кре́сте,/ Це́ркве кра́сный раю́,/ дре́во нетле́ния, прозя́бшее нам/ ве́чныя сла́вы наслажде́ние:/ и́мже бесо́встии отгоня́ются полцы́,/ и а́нгельстии свеселя́тся чи́нове,/ и совокупле́ния ве́рных пра́зднуют./ Ору́жие непобеди́мое,/ утвержде́ние неруши́мое, ве́рных побе́до,/ свяще́нников похвало́,/ Христо́вы ны́не стра́сти и нам пода́ждь дости́гнути,// и ве́лию милость».
Евангелие Крестопоклонного воскресенья заканчивается словами: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9: 1) Относится ли это только к Его ученикам, видевшим славу Господню на горе Фавор в день Его Преображения, о чем мы читаем сразу после этой главы? Или это относится ко всем тем, кто был свидетелем Его Распятия и сопровождавших его чудесных событий, Его смерти и Его славного Воскресения?
Крест стал символом христианского спасения. Чем глубже мы понимаем смысл страданий нашего Владыки, тем глубже утверждаемся в смысле своих страданий, своего креста. Иногда, находясь среди испытаний и искушений, мы спрашиваем: за что, Господи, постигла меня эта тяжелая участь?.. Мы взираем на Крест, чтобы научиться принимать трудности и страдания с терпением и смирением.
Господь на Кресте дает нам не только пример для подражания, но и силу. Поэтому, взирая на Его Крест и вспоминая Его спасительные страдания, мы можем черпать мужество и силу, когда приходим к своей личной боли и страданию, продолжая свой путь к Святому Воскресению.
Спаситель, взирая на нас со Креста, призывает каждого из нас следовать Его примеру и не отрекаться от своего креста, но нести его так, чтобы он открыл нам двери спасения.
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. Аминь.
Митрополит Василий (Кодсие)
Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Антиохийская Архиепископия Австралии
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (184) раз