Иконография преподобного Иоанна Лествичника
Святой Иоанн Лествичник провел всю жизнь в Синайской пустыне, став игуменом обители Неопалимой Купины, впоследствии более известной как монастырь великомученицы Екатерины на Синае. Про Иоанна Лествичника известно не слишком много, зато мы знаем много жизнеописаний или кратких историй о других подвижниках, написанных святым Иоанном во время его пребывания в пустыне и в путешествии по монастырям. Они, безымянные, изображаются на иконе «Видение лествицы», или просто «Лествица», написанной как иллюстрация к его литературному труду.
Мы чтим преподобного Иоанна Лествичника как создателя «Лествицы райской», как богослова и подвижника. Этот труд «сочинения книг», предпринятый святым Иоанном, спасал его от уныния, как говорится в жизнеописании. Труд «Лествица» показал, не хуже самого жития, любовь Иоанна к подвигу отцов-подвижников, а значит, и к святости. Преподобный и изображается вместе со многими другими отцами-пустынниками: Онуфрием Великим, Феодосием Великим, Саввой Освященным, Макарием Египетским – в росписях храмов и на миниатюрах. После того, как Иоанн оставил на закате своей жизни игуменство, он снова поселился в своей гранитной пещере, где начинал свои подвиги.
Труд «Лествица» показал любовь Иоанна к подвигу отцов-подвижников и святости
Для иконописного облика Иоанна, которого называли Новым Моисеем, характерны такие черты, как худое вдохновенное лицо, глубокие складки-морщины. Борода длинная, обычно доходящая до груди или до пояса, иногда она раздваивается к низу. На Иоанне темное монашеское облачение: хитон, мантия, иногда с пуговицами, схима с куколем на плечах или на голове, а также схимнический аналав. Иконописные подлинники нередко предлагают писать его «в схиме, риза преподобническая».
Редкий пример изображения святого Иоанна с книгой, как автора «Лествицы», иногда встречается в стенописи и на иконах. Правой рукой святой Иоанн благословляет или поднимает ее в ораторском жесте, а иногда держит крест. В левой руке преподобного свиток, иногда развернутый. В свитке помещаются слова из его знаменитого творения, например: «Восходите, восходите, услышите, братия…», представляющие собой фрагмент из 30-го Слова «Лествицы».
На Руси широкое почитание Иоанна Лествичника существовало уже в домонгольский период
На Руси широкое почитание Иоанна Лествичника существовало уже в домонгольский период. Так, образ преподобного присутствует в нескольких известных ранних русских памятниках: в системе росписи церкви Спаса на Нередице в Великом Новгороде и на фресках собора Рождества Богородицы в Снетогорском монастыре в Пскове. Изображения святого Иоанна помещаются в алтаре, на алтарных преградах, в оконных проемах и на столпах, а также в медальонах на сводах храмов или на миниатюрах – с открытыми перед грудью ладонями.
С середины XVI века количество икон святого Иоанна Лествичника увеличивается: небесным покровителем царевича Иоанна, сына Ивана Грозного, стал святой Иоанн Лествичник. Сохранилась мерная икона царевича, написанная при его рождении: святой Иоанн на ней имеет тонкие черты лица и представляет собой образ аскета-мыслителя с высоким лбом и аккуратными короткими волосами. В иконописи Синодального периода преподобного Иоанна нередко изображали на заказных иконах и в составе избранных святых. «Лествица» и печататься начала очень рано: в 1627 году Киево-Печерским монастырем было сделано первое издание с гравюрами.
Фото: monastery.ru
Изредка встречаются житийные иконы преподобного Иоанна. На них изображаются чудеса, связанные с путешествием на корабле и прибытием в Иерусалим, а также подвижнические подвиги и чудо преподобного, отражающее его прозорливость: святой Иоанн отвел опасность от своего ученика Моисея, предузнав падение валуна.
Наиболее ранний из известных иконописных образов преподобного Иоанна представлен на запоминающемся новгородском образе «Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» XIII века из Русского музея. Изображение святого Иоанна намного превосходит по размеру фигуры святых Георгия и Власия, стоящих по сторонам, что свидетельствует об особом почитании создателя «Лествицы» даже по сравнению со святыми, которых чтили на Руси как скорых помощников, покровителей земледелия, скота и которым молились в повседневных нуждах. Ведь подвиг, в том числе любовь к монастырям, был для русского человека также насущен и важен.
Иллюстрация «Лествицы» – излюбленная тема византийских и русских миниатюристов, причем не только в качестве иллюстраций этого произведения. В начале текста «Лествицы» иногда присутствовало изображение святого Иоанна, сидящего за столом и пишущего книгу, по образцу изображений евангелистов. Наиболее распространенным типом изображения «Лествицы» является композиция с ведущей к небу хрупкой и воздушной лестницей и восходящими по ней монахами. Это изображение чаще всего и предваряет рукописи «Лествицы». На иконе «Преподобный Иоанн Лествичник» XVIII века из Церковно-археологического кабинета МДА преподобные, поднимающиеся по лестнице, изображены с крыльями.
Встречаются и иконы, и миниатюры, на которых каждая из 30 ступеней пронумерована и сопровождается надписью в соответствии с названиями глав. Иногда на ступенях надписаны названия пороков и добродетелей. Внизу у лествицы порой изображается сам святой Иоанн, который взирает на монахов, восходящих к небу, ко Христу; иногда же Иоанн стоит на верхней ступени лестницы. Некоторые иноки изображены низвергающимися с лествицы, соблазняемые бесами.
На иконах «Лествицы» нередко изображались русские храмы прямо рядом с лестницей, ведущей в небо
Греческая икона из монастыря Пантократор на Афоне, помимо лестницы с поднимающимися по ней монахами, включает изображение Синайской горы – места подвигов преподобного Иоанна, – а в нижней части представлена базилика Синайского монастыря со стоящей около нее братией. Композиция «Лествица» нередко воспроизводилась на стенах русских храмов – например, в западной галерее Благовещенского собора Московского Кремля. А на других иконах «Лествицы» нередко изображались русские белокаменные храмы прямо рядом с лестницей, ведущей в небо.
Фото: monastery.ru
Надо сказать, что изображения, связанные с произведением «Лествица, или Скрижали духовные», не буквально иллюстрируют текст «Лествицы», а опираются на более широкий круг традиционных сюжетов. Например, изображенный внизу около расщелины горы дракон с отверстой пастью, пожирающий грешников, не упоминается в сочинении Иоанна Лествичника, а восходит к композициям на тему Страшного Суда. Небеса изображены с открывшимися вратами, Спаситель в окружении святых и ангелов встречает поднимающихся по лестнице иноков, протягивая к ним руку, – движение Его руки иногда напоминает жест, с каким Спаситель на иконах Воскресения исторгает Адама из ада, беря его за локоть.
Современные изографы особенно любят изображать святых с узнаваемыми атрибутами из житий. Иконописцы изображают атрибуты, связанные с занятиями того или иного святого или с подвигом – с тем, что в наших глазах отличает конкретного святого от иных подвижников. Преподобный Иоанн Лествичник изображается с лествицей в руках; наша эпоха уникальна тем, что книгу «Лествица райскую» читали хотя бы по разу все православные христиане.
Жанна Курбатова
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (97) раз