Самое большое богатство – иметь в себе Бога
Благовещение Пресвятой Богородицы – это один из самых больших праздников в честь Божией Матери. Он наполнен надеждой и упованием на милость Божию падшему человеческому роду.
Сегодня мы вспоминаем слова, сказанные в раю Адаму и Еве, что когда-то «семя жены сотрет главу змия» (см. Быт. 3:15). Вспоминаем патриарха Иакова, видевшего лестницу, которая простиралась от земли до неба (Быт. 28:12). Вспоминаем, когда пророк Моисей увидел горящую купину и услышал голос: «Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:5) Сегодня мы мысленно возвращаемся к старцу Симеону Богоприимцу, который, переводя Священное Писание, хотел изменить слово «Дева» на слово «Жена». Там было написано: «Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14). Спустя 300 лет он своими глазами увидел исполнение этих слов, принял на руки Сына Девы и вознес благодарение Богу (см. Лк. 2:25-39). Сегодня мы вспоминаем еще один праздник – Рождество Богородицы, когда родители Девы Марии, Иоаким и Анна, дали обет, что если у них родится ребенок, то они посвятят его Богу. Мы перебираем в памяти и события другого праздника – Введения во храм Пресвятой Богородицы, когда пророк Захария в восторге, сам не понимая, что делает, вдохновленный Духом Святым, ввел Святую Деву Марию, трехлетнюю Отроковицу, во Святая Святых Иерусалимского храма, куда имел право заходить один раз в год только первосвященник.
Наконец, сегодня мы совершаем празднование Благовещения Пресвятой Богородицы. Это великое событие, открывающее надежду нашего спасения, когда посланный от Бога архангел Гавриил пришел к Деве Марии в городе Назарет, где Она подвизалась в доме обручника Иосифа, и сказал Ей слова от Бога: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» (Лк. 1:28). Эти слова смутили Деву Марию. Может быть, кого-то из нас и не смутили бы, потому что в нас не хватает такого смиренного о себе представления, мы очень часто считаем себя достойными подобных слов. Но мы видим избранный сосуд Божий, Деву Марию, которая в кротости и смирении пребывала в храме Иерусалимском, была обручена Иосифу, старому плотнику, служила в его доме, носила воду, делала все, что нужно, по хозяйству, занималась чтением Священного Писания, молитвой, рукоделием. Но при всем этом не считала себя какой-то особенной. Она мечтала когда-нибудь увидеть Ту, о Которой написано в Священном Писании, что Она станет Матерью Всевышнего, и через Нее воплотится Сын Божий – Христос. Поэтому слова Архангела Гавриила Ее смутили, и Она спросила: «Ка́к будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк.1:34). Архангел отвечал Ей: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35). Тогда Дева Мария со смирением приняла волю Божию и сказала: «Се раба Господня, да будет мне по Слову Твоему» (Лк.1:38).
Этот праздник смирения и величия, утешения и надежды должен нам дать не только радость, покой, но и наставление. Нам нужно обратить внимание на жизнь Пресвятой Богородицы, к чему Она стремилась и чего достигла.
Очень часто в жизни нашей, братья и сестры, мы не стремимся вообще ни к чему: плывем по течению, а если к чему-то прилагаем усилия, то стараемся, чтобы то хорошее, что мы делаем, было видно, было результативно, – мы любим больше делать то, где виден результат. Это легче всего. Но когда мы делаем какое-то дело, где не видно внешнего результата, нам очень трудно это выполнять. Видим мы и Деву Марию, Которая скрывается от глаз людей, Которая совершает Свой подвиг чистоты, молитвы, чтения Священного Писания, кротости, смирения и старается работать не перед людьми, а перед Богом.
Господь замечает тех людей, которые не хотят быть замеченными, и не обращает внимания на тех, которые все делают напоказ, чтобы получить похвалу, чтобы другие видели результат, чтобы их превозносили, хвалили, воздавали почести за труды.
Так вот, братья и сестры, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы – это как тень Пасхи Христовой, потому что Таинство спасения рода человеческого, когда Господь определил избранный сосуд, Матерь Божию, чтобы через Нее воплотился Сын Божий, уже началось. А Пасха Христова – это завершение этого Таинства, это есть уже результат человеческого смирения в лице Божией Матери, результат благоволения, снисхождения Божиего к человеческому роду, результат страдания Спасителя, Богочеловека, за грехи всех людей, результат победы над смертью, диаволом, над всей силой вражьей, результат возношения на Крест, погребения, сошествия во ад и славного Воскресения, для того чтобы любой человек, с верой принимая этот подвиг, также воскрес со Христом.
Поэтому, дорогие братья и сестры, сегодня особый день прославления Божией Матери. Но как можем мы прославить Ее подвиг? Больше всего желанием уподобляться Ей в жизни, насколько нам это возможно, искать Христа, искать Божиего – святости, смирения, кротости, – потому что весь смысл человеческой жизни в этом и состоит.
Человек поступает в монастырь для того, чтобы найти Христа. Он приходит, чтобы служить Богу, чтобы научиться жизни в Нем. Если человек об этом забывает, он становится несчастным, а если помнит, то становится счастливым. Такому человеку говорят: «Как ты мог (или могла) в молодости оставить все прелести этого мира и посвятить себя Богу, жить всю жизнь в молитвах, в посте, в подвигах?» Это не может быть понятно для людей, не ищущих Бога. Но если человек действительно ищет в своей жизни Господа, общается всегда со Христом, понимает, что во Христе – Царствие Небесное, что Он есть Жизнь Вечная, Спасение, и приобрести Христа – это значит приобрести покой и неземную радость в Боге, то такой человек не печалится и не жалеет о том, что всю свою жизнь он посвятил служению Богу. Человек радуется, восходит от силы в силу, наполняется этой радостью, покоем и наслаждается пребыванием в Боге. Если он в жизни постоянно забывает об этом, то не понимает смысла жизни на земле, не видит цели, не понимает задачи. Он мечется туда и сюда: ему хочется сразу разбогатеть, он хочет добывать, иметь и наслаждаться. Чем больше он этого ищет, тем тяжелее ему это дается.
Когда человек прежде всего ищет Царствия Небесного, Христа и Его правды, то вместе с этим он преуспевает и в другой жизненной работе. Он становится спокойным, уверенным, довольным и благодарным Богу.
Так вот, братья и сестры, весь смысл жизни человека заключается в том, чтобы приобрести Бога. Если человек Его приобретает, находит с Ним общение, налаживает связь со Христом, со святыми, с Божией Матерью, то он уже здесь имеет направление в Царствие Божие. Он уже здесь имеет вид человека, идущего в горний Иерусалим. Он не нуждается ни в чем, потому что имеет самое большое богатство, – он имеет в себе Бога.
Пусть каждый из нас запомнит это, и дай Бог, чтобы хотя бы с сегодняшнего дня каждый поставил себе задачу – всегда искать Христа. Потому что Православие не в том заключается, чтобы когда-либо принять Таинство Крещения, и не в том, чтобы посещать регулярно храм, – все это только способствует нашему спасению, но само спасение есть приобретение в душе Христа. Если человек Его приобрящет, то он будет способен понять Серафима Саровского, который говорит, что цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого. Преподобный Серафим имел Его в себе и показал всем нам, что, имея в себе Бога, человек уже на земле бывает как бы «богом»: он ни в чем не нуждается, ибо имеет самое главное богатство.
Дай Бог, чтобы и мы стяжали это богатство, радовались приближению благодати и хранили ее всю жизнь, а все остальное, что нам нужно для этой жизни в той мере, в которой нам нужно, Господь обязательно даст.
С праздником всех вас! Пресвятая Богородица, помогай нам!
Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий, 7 апреля 2019 г.
Источник: Николо-Сольбинский женский монастырь
Фото на заставке: solba.ru
Просмотрено (107) раз