«Лествица» для мирян: как каяться в обычной жизни
Как покаяться с пользой для души, какие слезы приносят радость и как достичь такого плача? Попробуем найти ответы на эти вопросы в «Лествице».
Есть слезы, от которых радостно на сердце. Такие слезы случаются редко у современного человека и называются они «радостотворный плач». Это слезы подлинного покаяния, возвращающие нам благодать нашего крещения. Они могут быть внутренними и внешними. Внешние надо скрывать от постороннего взгляда, чтобы не разворовал лукавый. Внутренние не выказывать наружу брюзжанием и раздражением. Идеал для христианина – оставаться благодушным с внутренним покаянным плачем по себе. Преподобный Иоанн Лествичник много писал на этот счет.
Радостотворный плач – это стенание души по Богу. Сетование, что потеряли главное. Это примерно то чувство, когда осознаешь, что прожил зря, что молодость прошла и сил нет, и плодов нет. Все, что было без Бога, – было зря, было для тленного, пища червей. И вот начинаются поиски и слезы – жажда нетленного. Это слезы горькой правды, что земное проходит, а небесного не искал. Слетает шелуха земных привязанностей и начинается поиск Бога.
Мучается совесть, рождается мысленная исповедь Богу. Не хочется для тела покоя. Хочется, как Давид, просить источник слез. Уже не тянет к болтовне, желание осуждать и раздражаться уходит, и главным плодом такого плача может явиться смирение и жажда невольных скорбей, чтобы покрыть «множество содеянных мною лютых».
Надо хранить такой плач, если посетил он тебя. Легче всего его можно потерять смехотворством и болтовней, наслаждением и суетой. Само по себе невоздержание в пище и питии сушат слезу. Каждый пусть плачет по своей мере. Бог будет судить слезный труд, а не количество слез.
«Крещение приняв в младенчестве, мы все осквернили его, а слезами снова очищаем его».
«Лествица»
Это – слезы покаяния, и они, по мысли святого, больше крещения. Так как они очищают нас от грехов после крещения: «Крещение приняв в младенчестве, мы все осквернили его, а слезами снова очищаем его». Мало было бы спасающихся, если бы не эти слезы. Эти слезы слышит Бог, они стоят перед Ним и просят о нашем помиловании. Эти слезы призваны поставить нас выше всего земного.
Для стяжания такого плача святой советует взять в помощь воображение и память. Он советует мысленно всматриваться в ад, в «бездну темного огня, немилостивых служителей, судию немилосердого и неумолимого, бесконечную глубину преисподнего пламени, и тесные сходы в подземные места, ужасные пропасти,…чтобы гнездящаяся в душе нашей похотливость истребилась великим страхом, и душа соединилась с нетленною чистою».
Слеза рождается от помысла. От мысли о воздаянии за грехи, за предательство Бога, за никчемную жизнь в стране далече. Лествичник советует следующее: «Ложась на постель, воображай твое возлежание во гробе – и будешь меньше спать. Когда сидишь за столом приводи себе на память плачевную трапезу червей – и будешь меньше наслаждаться. Когда пьешь воду не забывай о жажде в пламени неугасающем…при выговоре и досаждении представь себе приговор Судии; и …огорчение без сомнения посечем кротостью и терпением». На себя надо смотреть, как на осужденного преступника. И уже не будет поиска славы, гнева, вспыльчивости. Великие вещи советует авва! Их можно помнить и в повседневной жизни. «Воспоминание о вечном огне каждый вечер да засыпает с тобою и вместе с тобою да восстает – и леность никогда не будет тобою обладать».
«Воспоминание о вечном огне каждый вечер да засыпает с тобою и вместе с тобою да восстает – и леность никогда не будет тобою обладать»
«Лествица»
В «Лествице» приводится рассказ о добром подвижнике, который, находясь в предсмертном забытии, вел беседу с клевещущими на него бесами. Он на обвинения в грехах отвечал: «Да, это правда; но я постился за это столько-то лет…нет, я этого не делал, вы лжете…потом …так, истинно так, но я плакал и служил братиям…нет, вы клевещите на меня…Так и не знаю, что сказать на это, но у Бога есть милость». Авва Иоанн заключает рассказ: «Поистине страшное и трепетное зрелище было сие невидимое и немилостивое истязание…а некоторые мне говорили, что он леопардов кормил из рук в пустыне».
Да, в грехах надо каяться, о них надо помнить и замечать их. Следи за собой, христианин. Чтобы дать достойный ответ на суде.
Когда нас в повседневности посещают слезы, они могут быть от различных причин. Надо вникнуть в эти побуждения через страх Божий. Достойно похвалы, когда мы от мирских слез – слез от неудачи, потери, от неразделенной любви, блудной страсти, уязвленного самолюбия и т.д., будем переходить к духовному плачу о грехах своих. Когда вспомним о смерти и вечной муке.
Порой приходят слезы просто так, ни с того ни с сего, без нашего старания душа приходит в умиление. «Тогда, – по мысли святого, – поспешим, ибо Господь пришел к нам и без нашего зова». Это состояние печали по Богу, будем хранить и плакать, так изглаживаются наши грехи. Велика сила таких слез. Они более чем те, которых мы искали через труд.
Чтобы из виноградного сока получить вино, нужно время. Будем помнить, что все слезы по Богу полезны, но «какая именно польза от них бывает, это мы узнаем во время своего исхода».
Однако следует заметить, что, по мысли лествичника, слезам не стоит верить. Ведь наши слезы – это плачь несовершенных. Не стоит считать, что мы что-то приобрели от такого покаяния. Надо продолжать искать Бога. Чтобы из виноградного сока получить вино, нужно время. Будем помнить, что все слезы по Богу полезны, но «какая именно польза от них бывает, это мы узнаем во время своего исхода».
Слезы бывают не на пользу. Так, когда плачем и предаемся гневливости – это выходит «безблагодатная слеза тщеславия». Надо беречь сердце от гнева и гордости. Такие слезы «должны считать неправильными». Кто осуждает неплачущих, тот себя убивает. Самые высшие слезы – это плакать, как Бог хочет. Ниже когда плачем о чем хочется – о грехах и добродетелях. Слезы же начинающих – плакать, когда хочешь.
Целью духовного плача становится рождение утешения, тихой радости. Надо помнить, что время уходит, и нельзя терять его. Невозможно в нашей жизни дважды увидеть один и тот же день. Если нищие назойливо выпрашивают милостыню даже у жестокосердных, не услышит ли Бог плачущих о грехах и не даст ли радость? Как мед в сотах, так и радость в покаянных слезах.
Бог хочет нам радости, и она будет у нас, когда рану слезами очистим. У Адама не было слез до греха, и после воскресения слез не будет, «когда грех упразднится, ибо тогда отбежит болезнь, печаль и воздыхание» (Ис. 35:10). Мы знаем, что порой нет слез, тогда само воздыхание и поиск сокрушения заменяют слезы и принимаются Богом.
Бог хочет нам радости, и она будет у нас, когда рану слезами очистим.
Прп. Иоанн призывает научиться сокрушаться о каждом грехе. Не должно быть греха, о котором не вздохнешь сокрушенно перед Богом. Это надо усвоить, и будет надежда. Плач должен стать навыком души. Тогда в нас будет Божественный огонь. Такой плач представит нас Христу приготовленными. Как наблюдая за младенцем можно заметить, что он, имея в глазах слезы, а уже может улыбаться и о всем забыть, – такую радость Бог дает плачущим о промахах своей души. Но и тут надо помнить, что мы недостойны радости. Поэтому «рукою смирения отвергай приходящую к тебе радость, чтобы не обольститься и не принять волка вместо пастыря». И эта радость почиет на нас, привлеченная красотою смирения.
Преподобный заключает, что слезами приобретается сердце, ищущее Бога, болезнующее о разделении с Ним, кающееся о всякой неправде перед Ним. Без этих слез даже великие подвиги притворны и суетны, потому что надо вернуть слезами чистоту крещения своего. Такие слезы – наше утешение на Страшном Суде. Их надо сделать хорошей привычкой, и когда они перейдут в наше чувство, трудно будет это отнять от нас. «Слезы об исходе из сей жизни рождают страх, а когда страх породит безбоязненность (т.е. надежду), тогда воссияет радость; когда же достигает конца радость нескончаемая, прозябает цвет святой любви».
В последнем абзаце данной ступени лествицы авва предостерегает: «Мы не будем обвинены, о братия, не будем обвинены при исходе души нашей за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но без сомнения дадим Богу ответ за то, что не плакали беспрестанно о грехах своих». Это касается всех христиан.
Да, слезы покаяния омывают от скверн века сего.
Протоиерей Андрей Гавриленко
Источник: Союз православных журналистов
Фото на заставке: Покаяние. clight.church / spzh.news
Просмотрено (213) раз