Выбрать страницу

Иконография преподобной Марии Египетской

Иконография преподобной Марии Египетской

В этом году отмечается 1500-летие преставления преподобной Марии Египетской, одной из самых известных святых подвижниц. Ее иконография тесно связана с житием, а житие – с церковным богослужением. Жизнеописание преподобной Марии читается на пятой неделе Великого поста и воспринимается как часть богослужения. Вместе с творцом Покаянного канона святым Андреем Критским Мария Египетская изображается на аналойных иконах, создаваемых для богослужений определенных великопостных дней.

История жизни преподобной при внимательном слушании запечатляется в уме образами: вот Мария отправляется по Иордану в пустыню для покаяния, переплывает его на лодке; а здесь она ходит по водам на глазах у изумленного старца Зосимы, который пришел ее навестить в пустыне.

Святая Мария изображается старицей со впалыми, пересеченными морщинами щеками, с непокрытой головой и перепутанными прядями волос. На поясных или ростовых иконах руки преподобной Марии сложены на груди. Иногда в ее руках крест в память о том Кресте, к которому она некогда хотела приложиться в Иерусалимском храме, а также в знак почитания ее подвижничества. В левой, покровенной гиматием руке Мария иногда держит закрытый свиток: ее житие – во многом ее собственное свидетельство о своей жизни.

Иногда в ее руках крест в знак почитания ее подвижничества

Согласно традиции, преподобная Мария Египетская изображается полуобнаженной, завернутой в часть мантии, данной ей Зосимой при первой встрече в пустыне. До начала подвига в пустыне Марию пишут в красном платье с открытыми до плеч руками, но нередко в красном одеянии она изображается и старицей-подвижницей. Одежда старицы перекинута через одно плечо, таким образом, что видны сочленения позвоночника, ребра на теле, буквально обтянутом кожей.

Преподобная Мария Египетская своим обликом больше похожа на святых пустынников, блаженных, для которых мир был «странен» и далек по образу жизни, они относились к нему, как к преходящему. Одна рука преподобной может быть развернута ладонью вовне, в знак сосредоточенности и молитвы. Любой святой имеет внутреннее богатство образа и неповторимые черты: Мария порой изображается с экспрессивными жестами – можно вспомнить ее живую беседу со старцем Зосимой. Оказывая почтение духовному лицу, она убеждала старца, что он должен благословить ее; сомневалась, стоит ли рассказывать обо всей своей жизни, опасаясь повредить себе и ему. Таким образом, в таких сюжетных композициях, как встреча со старцем Зосимой, Мария может изображаться с воздетой рукой или даже с жестом оратора.

Жизнь преподобной, поведанная Зосиме, нашла отражение в довольно пространных житийных иконах, а сюжеты ее жития нередко становятся самостоятельными композициями храмовых росписей и иконами. Иногда Мария изображается молящейся перед иконой Божией Матери в церкви, это изображение можно отнести к разряду житийных: ведь Богородица была ее покровительницей в течение всей жизни в пустыне, о чем преподобная известила старца Зосиму. В основе сюжета лежит также житийное повествование о том, как Мария не могла войти в базилику при Гробе Господнем и услышала голос, исходящий от образа Божией Матери, находящегося в притворе церковном. Иногда моление Божией Матери представлено в среднике: Богородица с Младенцем изображены в левом верхнем углу иконы.

Фото: monastery.ru

Довольно рано в отдельный сюжет выделилась композиция «Причащение преподобной Марии»; этот сюжет говорит о ее покаянии, смирении – она, причастившись в начале своего покаянного пути, вновь приняла Святые Дары лишь по его завершении. Этот сюжет изображается в восточной части храма.

Святая нечасто изображается идущей по водам, этот сюжет получает распространение именно в русской, притом позднейшей иконографии. Среди образцов этого сюжета на русской почве – юродивые: Николая и Иоанн Новгородские ходили по Волхову, Симон Юрьевецкий – по Волге, а Марию Египетскую изображают идущей по Иордану. Это прижизненное чудо святых – перемещение по воде – является зримым воплощением преодоления житейской пучины.

В отдельный сюжет выделилась композиция «Причащение преподобной Марии»; этот сюжет говорит о ее покаянии, смирении

В последней сцене в ногах святой показана пещера, а также изображение льва, ископавшего могилу Марии, и это клеймо часто становится самостоятельным сюжетом как в росписях храмов, так и отдельных икон. Так, в храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Образцово Щелковского района Московской области на большом образе «Преподобные Зосима и Мария Египетская» XIX века святые помещены рядом, в полуобороте друг к другу, а внизу изображение лежащей Марии и льва перед ней.

Пейзажные виды в средниках икон и в сопутствующих клеймах – многообразны и привлекают внимание своим богатством. В одном клейме в отдалении видны строения большого города, из которого стремительно уходит будущая святая, а в другом видна пустыня. Иногда вдалеке виден только храм, откуда святая и начала свой подвиг. Пейзаж на иконе порой напоминает цветущую пустыню, а иногда пустыню суровую, каменистую. Нередко изображаются два берега Иордана: один – с зеленой чащей, а другой пустынный, буквально обесцвеченный – с белыми песчаными лещадками гор.

Изображения преподобной Марии помещаются в притворах церквей как память ее моления в преддверии храма, когда она силой Божией не была допущена поклониться Кресту Господню. Существует традиция размещать образ преподобной в сцене причащения здесь же, в западных компартиментах храма. С XI века образ святой Марии устойчиво входит в византийскую иконографию Страшного суда, она изображается в группе святых жен, шествующих к престолу Божию.

Фото: monastery.ru

Изображение Марии встречается среди избранных святых на иконах Собора святых и иных, например, на образе Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Некогда на этом чудотворном образе Богородицы было помещено четверо святых: преподобные и святители. Иногда их изображения замещаются изображением других праведников, в том числе преподобной Марии Египетской.

Образ Марии Египетской встречается в иконостасах и даже на Царских вратах. Вместе с преподобным Алексием, человеком Божиим, они, составляя пару небесных покровителей царственной четы: царя Алексея Михайловича и его супруги, представлены на иконе из Сретенского монастыря в музее преподобного Андрея Рублева (ЦМиАР) в предстоянии образу Богородицы «Знамение».

В современных иконах святая Мария Египетская нередко изображается с благообразным лицом, довольно юной, что хотя не соответствует исторической реальности, но показывает святую как причастницу ангельского образа. Житие преподобной Марии, ушедшей в Египетскую пустыню, и сам ее облик близок современному человеку, поскольку разные богоугодные темы занимали ее душу. Она расспрашивает Зосиму о том, «как теперь живут христиане и святые Церкви»: пожив в пустыне, ей стала близка тема Церкви, не только тема личного спасения.

Жанна Курбатова
Источник: Сретенский монастырь

Фото на заставке: соборпредтечи.рф

Просмотрено (64) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания

2 марта - Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания
Прощеное воскресенье Заговенье на Великий пост

В последнюю подготовительную перед постом «Неделю сыропустную, изгнание Адамово” – мы будем вспоминать падение человека, страшное катастрофическое событие грехопадения, как человечество утратило рай, единство с Богом, единство друг с другом, гармонию с тварным миром. Человек отпал от Бога... далее Рубрики:

Прощеное воскресенье

2 марта - Прощеное воскресенье

Прощеное воскресенье – последний день перед Великим постом. В этот день все православные просят друг у друга прощения за причиненные обиды — чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни. А вечером накануне наступления Великого поста в храмах совершается вечерня с Чином прощения. После вечерни, священник подает пример и первый у всех просит прощение. После этого, все прихожане подходят и испрашивают у него прощение, а также и у друг друга. В этот день, все делают все от себя возможное чтобы со всеми примириться... далее

Седмица сырная (Масленица), сплошная


Масленица – 2025 с 24 февраля по 2 марта – это подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая масленицы. Масленая неделя, Масленица – просторечное название Сырной седмицы — последней перед Великим постом недели. В продолжение масленицы не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Масленица — это сплошная неделя, отменяется пост в среду и пятницу далее »

Подать записку на Великий пост

Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 марта — Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания далее » Прощеное воскресенье далее »

3 мартаНачало Великого поста далее »

8 марта — Обретение мощей блж. Матроны Московской далее »

9 марта — Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия далее » Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи далее »