Выбрать страницу

Лазарева суббота: «островок» на пути к Страданиям Христа

Лазарева суббота: «островок» на пути к Страданиям Христа

Покаянная Четыредесятница закончилась и сразу же за ней следует Лазарева суббота – во всех отношениях особый день.

По сути, это праздник, где уже нет места для плача о грехах. Нам стоит перестать плакать и произвести ревизию пройденного Великим постом пути. Впереди нас ждут Страсти Христовы, когда весь мир в оцепенении будет взирать на распинаемого Богочеловека, но перед ними есть еще два дня радости – «островок», где можно перевести дыхание и подумать над тем, что мы сделали, а чего нет, каковы мы сейчас, насколько соответствуем христианскому идеалу.

Обратимся к повествованию о воскрешении Лазаря. Сразу обращу ваше внимание на одну важную деталь. Когда Лазарь заболел, сестры послали вестника к Христу со словами: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен» (Ин. 11, 3). Заметьте, в этом послании нет просьбы, только сообщение.

На протяжении евангельского благовествования мы неоднократно сталкивались с тем, как люди просили Спасителя об исцелении. А вот семья, в доме которой Он всегда находил пристанище, обретал покой и искреннюю любовь, семья, в которй в Его помощи именно сейчас очень нуждались, не произнесла ни одного прошения.

«Господи! вот, кого Ты любишь, болен» (Ин. 11, 3)

Блаженный Августин, указывая на этот факт, говорит, что сестры Марфа и Мария сочли достаточным, чтобы Он лишь узнал о болезни любимого друга. В этом решении проявляется их смирение и умение положится на Божью волю, даже в условиях, когда очень хочется, дабы осуществилось столь желанное выздоровление брата. А как бы поступили мы? Насколько окрепла наша вера за прошедший период поста? И вера здесь заключается не только в некой уверенности в реальности Бога, но и в уверенности в реальности Его любви.

У некоторых святых отцов можно встретить мнение, что под образом больного Лазаря скрывается указание на всякого грешного человека: «Что Лазарь был болен, – пишет преподобный Андрей Критский, – это общая слабость человеческой природы. Ибо видимая часть человека, состоя из брения и земли, много имет по природе своей недугов, возмущающих душу и обременяющих тело».

Иногда воскресение к новой жизни и возможно лишь тогда, когда грешник опуститься на самое «дно», «умрет», осознает, что он находится в таком состояния, при котором ничего собственными силами добиться не получится и остается только искать помощи у Того, Чьи силы неограниченны.

«Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий» (Ин. 11, 4).

В ответ на сообщение о болезни Лазаря Господь сразу подчеркивает: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий» (Ин. 11, 4). Спаситель действительно прославился через семейство своих друзей, да так, что теперь мы с них берем пример. И снова вопрос: насколько мы служим прославлению Бога? Действительно ли наша жизнь, пусть хотя бы в достаточно короткий сорокадневный срок поста, стала жизнью подлинных христиан – граждан Царства не от мира сего, людей, способных жечь сердца ближних, всеми своими делами показующими нового человека, человека вырванного из дурной бесконечности этого порочного мира? Или, возможно, мы лишь слегка поднапряглись, ради успокоения собственной совести?

В рассказе о воскрешении Лазаря как бы немного теряется образ апостола Фомы, на который также стоит обратить внимание. Мы привыкли, что в народе его называют «неверующим», но посмотрите, что говорит этот «неверующий» человек: «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11, 16).

Апостол Фома понимал, что Спаситель возвращается в то место, где фарисеи и прочие недовольные уже давно ищут повода для Его казни. Как отметил отец Георгий Чистяков, возможно, он раньше других учеников понял, что путь Христа окончится Голгофой. Он не знает, как это произойдет, когда, что будет дальше и ради чего, но из любви к Учителю он готов идти за Ним даже на смерть. «Фома при уверенности в опасностях готовых в Иудее для Господа, воспламенный любовью к Учителю, – говорит святитель Филарет Черниговский, – Где учитель, там должны быть и ученики; Он идет на опасность смертную и мы не должны бежать от нее». Это еще один индикатор веры.

«Пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11, 16).

Хорошо оперировать понятиями абстрактными, размытыми, допускающими множество трактовок. Но давайте представим, что перед нами Христос, видимый самым явственным образом, и Он идет в то место, где Ему угрожает смерть – готовы ли мы оставить все и последовать за Ним, рискуя собственной жизнью? Возможно, да, но при условии, что у нас будут гарантии как, например, забота о наших близких и блаженная жизнь. В таком случае отношения с Богом превратятся «контракт» наемника, а не станут проявлением любви чада к Отцу. А вот так, чтоб без условий?

Наверное, потому нас Господь и не ставит перед подобным выбором – мы попросту к нему не готовы. Для того нам и даны покаянные времена, постовые ограничения и прочие «упражнения», чтоб хоть немного приблизиться к состоянию апостола Фомы.

Сейчас мы все прекрасно осведомлены чем закончилась история с болезнью Лазаря – его смертью, пребыванием во гробе и воскрешением. Это урок для каждого у кого не хватает решимости идти за Христом, урок в котором ясно показано, что Бог никогда не посрамит верности Ему. До времени Он может молчать, медлить, но только ради того, чтоб отношения с Ним не превращались в «контракт», чтоб через нашу верность Он мог прославиться и спасти других.

Наверное, сегодня среди нас есть и те, кто расслабление в посту оправдывает войной и вообще сложными временами, хотя реально мог бы потрудиться покрепче. Но, как бы там ни было, как бы ни прошли эти сорок дней, наш земной путь еще продолжается и пока еще остается время для исправления допущенных ошибок.

Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Союз православных журналистов

Фото на заставке: Воскрешение Лазаря, фреска нижней церкви в Базилике Сан-Франческо, Ассизи.

Просмотрено (84) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

27 ноября - Апостола Филиппа

Апостол Филипп - один из 12-ти апостолов. Был третьим из апостолов, призванным Иисусом Христом (по Евангелию от Иоанна). За проповедническую деятельность апостол Филипп был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии... далее

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского

Святитель Григорий Палама — архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма, часто именуется отцом (особенно в греческих церквах) и учителем Церкви... далее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »