Выбрать страницу

Должен ли христианин иметь духовника?

Должен ли христианин иметь духовника?

Что на самом деле делает духовник? Чем отличаются духовник и пресвитер? И могут ли книги заменить наставника?

Должен ли? Очень не люблю, когда человек начинает свой вопрос с этого слова. Своих прихожан отучаю от этой вредной привычки и вредной мировоззренческой позиции.

Почему вредной? Потому что в этом «должен» кроется опасная установка делегировать свою свободу ответчику: скажи мне, что я должен — и мне станет проще не думать, не принимать решений. Люди редко обращают внимание, что Христос нарочито избегает в Своей проповеди директив, жестких императивов, которые извращают жизнь как Дар в жизнь как акт непрестанного долженствования. Заповеди блаженств, притчи, Его слова о любви —все это пронизано главным месседжем: «ты ничего не должен, избери сей путь свободно и добровольно». Это не значит, что не существует отныне никаких обязанностей, а жизнь наполнена только правами. Нет! Просто «я обязан» вырастает не из принуждений внешних, а из внутренних желаний соответствовать Замыслу Бога о человеке и человечности. При таком подходе к жизни, к отношениям с Богом и людьми слово «должен» призвано быть вытесненным из лексикона христианина и заменено на слово «важно». Тогда вопрос обретает верную интонацию и вектор, направленный не вовне, а внутрь к самопознанию и пониманию себя и своего пути к Богу, уникального, как отпечатки пальцев. «Важно ли мне иметь духовника?» — и никаких директив, и весь спрос с себя, и сей вопрос порождает множество уточняющих человеку себя самого вопросов. Что из себя представляет моя духовная жизнь? Для чего мне в ней духовник? Какие задачи я пытаюсь решить в Церкви?

Эти вопросы человеку непременно важно задать себе: кто есть духовник? зачем он мне? Каковы его задачи лично в моей духовной жизни?

Часто люди ищут духовника как необходимый атрибут, который бы служил индикатором православности, не понимая, что это человек, иной субъект (равно как и ты), с которым должны быть выстроены правильные отношения, основанные на уважении, свободе, любви и доверии. Также духовник современными людьми рассматривается как прозорливый, всеведущий оракул, который бы:

а) знал бы меня лучше меня;

б) способствовал комфортному и нерискованному проживанию жизни, четко говоря, куда идти, куда не идти, что делать, как мыслить, как смотреть, как дышать, увольняться/не увольняться, жениться или не жениться и так далее — чтобы не думать, не принимать ошибочных решений, не рисковать (через что, собственно, мы учимся доверять, вверять себя в Руки Божии);

в) чтобы он меня обтесывал, как папа Карло Буратино (впрочем, здесь опять фигурирует непонимание себя и поиск того, кто лучше меня прожил бы мою жизнь).

Это грубые схемы, но они максимально широкими мазками рисуют портрет духовника, который прочно засел в голове современных христиан. И, конечно, это неверно.

Чего не должен делать духовник? Комментирует митрополит Иларион

Вообще люди часто не с того начинают движение в сторону Царства Божия. И тут иногда правильно излишне тревожного новоначального необходимо взять за руку и успокоить, сказав: дорогой, не торопись и не множь сущности без нужды. Ты вошел в пространство отношений с Богом, вошел в Церковь. Проходи, осмотрись, знакомься — на этом этапе тебе не потребуется духовник, а потребуются книги, а еще умный вдумчивый, любящий священник, с которым ты можешь советоваться, разговаривать, делиться сокровенным. Избегай тех, кто начинает приказывать, навязывать свою волю, осуждать за ее неисполнение. Не торопись называть первого попавшегося духовным отцом. На этапе знакомства с жизнью Церкви он тебе не нужен, нужен старший друг, брат во Христе. Христос не хочет стереть твою идентичность, Он рад тебе и именно тебе, Он — не Урфин Джюс, и Ему не нужны деревянные солдаты. Люби Бога и делай, что хочешь.

Этого уровня большинству вполне хватает, он достаточно огромен, чтобы его познавать всю жизнь. Понимать себя, свой путь, научиться смотреть на себя, людей, мир глазами Божиими («братья, в вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5)). На этом уровне достаточно молиться, исповедоваться, причащаться, читать книги, учиться наблюдению за собой и миром.

Духовник (в его классическом понимании) требуется человеку с евангельским запросом «это все я исполнил от юности своей, что я могу еще» (Мф. 19:20) — тому, кто хочет войти в более глубокие пласты духовно-аскетического делания. При таком стремлении все практики, действительно, начинают преображаться и работать на более серьезный результат: практика диалога с учителем, практика коана (не разрешимой логически задачи или вопроса), когда человеку даются поручения поливать пустыню, сухой пень и тому подобное, проживания в непосредственном присутствии и наблюдении за жизнью духовника, который как более опытный в делании определенным образом контролирует духовные упражнения своего ученика (депривации сна и еды, стояния на молитве, упражнения в труде). Но, объективно, такой уровень часто мало кому из современников нужен, ибо требует большей степени самозабвения, минимизации собственных материально-бытовых интенций.

Поэтому большинству я бы рекомендовал помнить, что Бог благословил многоразличие: в Церкви «проживают» люди различные по политическим, экономическим, социальным и проч. воззрениям. Все это потому, что Христос принес не новую этику, эстетику, политику, экономику, философию — Он принес Себя! А значит верно некогда высказанное: в главном — единство, во второстепенном — свобода и различие, и во всем — любовь! Значит, первостепенно в Церкви вступить в изначально замысленные Богом отношения с Ним и ближним, обрести собственные лицо, голос, имя, усвоит свободу, Богом вложенные потребности. Очеловечиться, одним словом! Для этого человеку как существу социальному нужна среда — община с пресвитером (старшим братом в этой общине).

Духовный отец, как мне видится, нужен для решения более стратегически глубоких задач, которые не обесценивают опыт людей, их не решающих. Юноша, получивший совет и предложение раздать имущество на запрос больших подвигов и не готовый к такому решительному повороту жизненного вектора, не получил укор за всю прежнюю жизнь, ее благочестивое протекание не было обнулено илиобесценено Христом.

Протоиерей Сергий Рыбаков
Источник: Православный портал «Иисус»

Фото на заставке: С.Д. Милорадович «У исповеди», 1913 г. Источник: «Русская вера»

Просмотрено (181) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

5 ноября - Апостола Иакова, брата Господня по плоти

Святой апостол Иаков, брат Господень — один из 70 апостолов Христа, старший сын Иосифа Обручника от его первого брака с Соломонией. Почитается как первый епископ Иерусалима. Казнён около 62 года в Иерусалиме иудеями... далее 6 ноября - Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Икона впервые прославилась в Москве в 1688 году, в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Икона «Всех Скорбящих Радость» – это совершенно уникальное явление в истории иконописи. Череда задокументированных свидетельств о чудотворных свойствах этого образа – едва ли не самая длинная в истории богородичных икон... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

5 ноября — Апостола Иакова, брата Господня по плоти далее »

6 ноября — Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» далее »

8 ноября — Вмч. Димитрия Солунского далее »

10 ноября — Прп. Иова, игумена Почаевского далее » Мц. Параскевы, нареченной Пятница далее »

14 ноября — Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии далее »