Почему так важно у себя в душе иметь «внутреннее Евангелие»
В сочинении преподобного Максима Исповедника «Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия» в 67-м разделе есть такие строки: «Все являемые вещи нуждаются в Кресте, то есть в том устойчивом состоянии, которое и сохраняет в них связь действий, осуществляемых в чувственном [мире]; все умопостигаемые вещи нуждаются в Гробе, то есть в той совершенной неподвижности, которая прекращает в них всякие действия, осуществляемые в уме. Ибо когда естественное действие и движение, относящиеся ко всем [тварным вещам], сочетаются в [единой] связи, тогда [Бог] Слово, единственный из всех существуя в Самом Себе, является, словно Воскресший из мертвых, содержа и описуя все [твари], происшедшие от Него. Однако при этом ни одна тварь не обладает родством с Ним в силу естественной связи. Ведь спасение спасаемых [происходит] по благодати, а не по природе».
Все являемые вещи нуждаются в Кресте и во Гробе, т. е. в умирании.
Эти слова святого Максима чудно соответствуют Евангелию: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24).
Интересная мысль, т. е. в каком-то смысле, чтобы выжить, нужно умереть. В этом и состоит суть спогребания со Христом. В этом и состоит суть Великого поста. Ты словно бы умираешь с Распинающимся за тебя Богом. Сораспинаешься Ему. И в этом Союзе-Сораспятии ты получаешь от Бога новую жизнь. Жизнь без греха. Ты приносишь Богу в дар себя, исполняя Его заповеди. Мир вопит тебе: «Безумец, зачем ты это делаешь. Ты погибнешь». Но если ты продолжишь свой путь ко Христу и за Христом, то вдруг сквозь эти вериги, это иго нетяжкое и бремя легкое, ты выходишь, как сквозь двери, в прекрасный сияющий мир Царствия Небесного – мир абсолютной свободы, нравственной красоты и общения с Богом лицом к Лицу.
И это умирание заключается, прежде всего, в том, что ты всего себя жертвуешь Богу. Что в первую очередь это значит? Очень всё просто – пытаться жить по заповедям Божиим. Мы часто слышим эту фразу от священников. И, конечно, это главное в жизни православного христианина.
Но как осуществить данную задачу в повседневной жизни? А вот здесь начинается тяжесть. Ты словно бы должен принести в жертву Богу самое сокровенное, что у тебя есть: свои мысли, эмоции, чувства. Как это сделать практически? Ты должен иметь у себя «внутреннее Евангелие», т. е. читай Священное Писание и запоминай. Чем больше ты будешь читать особенно Евангелие, тем больше оно будет проникать в тебя. Оно словно бы проникнет в твою кровь, в твои мысли, в твою душу. Видел одного монаха, который очень часто говорил фразами, которые были фактически переработанными, пропущенными через себя евангельскими цитатами. Они стали ЛИЧНО словами этого человека. Они стали его жизнью. Соответственно, если Евангелие будет у тебя внутри, то его мерилом (а Евангелие также является сборником заповедей Божиих; оно словно бы соткано из них) ты будешь поверять свои мысли, чувства, поступки. Эта мысль соответствует заповедям Господним – прииму её, а эта нет – отвергнусь её. Точно так же с поступками, чувствами, желаниями.
Только здесь нужна честность. Не сладостно держаться за мысль, чувства, поступки, желания, но отдать их на суд Божий, на суд заповедей. Не пытаться их обойти и обмануть Бога. Это лукавый путь. Повергни мысли, чувства, желания, поступки на крест. И на кресте они либо умрут как грех, либо очистятся и оживут как добродетель. Это и означает положить себя на крест. Сораспяться со Христом.
Да, это болезненный процесс. Но исцеленный от греха человек сподобится вкусить пасхальной сладости и райского блаженства. Потому что Сам Бог войдет в его исцеленную природу, в гроб его души и воскресит человека, даруя ему вечную и радостную жизнь.
Протоиерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь
Фото на заставке: pravlife.org
Просмотрено (31) раз