Чудная история молитвы «Достойно есть»
В продолжении темы по изучению богослужения, сегодня поговорим о молитве к Богородице, известной всякому христианину уже более десяти веков.
«Достойно есть» – самое известное православное песнопение в честь Богородицы.
Первое, что обращает на себя наибольшее внимание, это тот факт, что состоит оно из двух частей. «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего» – это припев-величание, авторство которого приписывается многим гимнографам. А вот текст «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем» – является ирмосом 6-го гласа девятой песни трипеснца Великой Пятницы, составленным, скорее всего, преподобным Космой Маюмским.
К слову, использование «Честнейшую» в качестве припева песни «Величит душа моя Господа» предписывается Иерусалимским уставом.
Хронологически текст «Достойно есть» моложе текста «Честнейшую херувим» лет на триста. С датировкой второй части песнопения все просто: составитель второй части преподобный Косма был современником Иоанна Дамаскина, т.е. он жил и творил в конце VII – первой половине VIII века. Относительной же первой половины песнопения существует удивительное предание.
Хронологически текст «Достойно есть» моложе текста «Честнейшую херувим» лет на триста.
Афонский патерик повествует нам, как в 1548 году иеромонах Серафим Фиипол записал следующую историю. Во время патриаршества Николая II Хрисоверга, т.е. в конце Х столетия, на Афоне жил некий благочестивый инок в послушании у старца. Однажды, накануне воскресенья, этот старец ушел на всенощное бдение в соборный храм Священного кинота Святой Горы в Карее. К иноку постучался какой-то монах-странник, которого тот с радостью принял.
Предание говорит, что под видом монаха скрывался архангел Гавриил. Когда при совершении утрени в положенном месте нужно было петь «Честнейшую», то монах-странник начал песнопение со слов «Достойно есть». По просьбе инока он написал спетые слова на камене, при чем камень поддавался пишущему как словно бы он был маслом, и исчез. О происшедшем было рассказано старцу, через старца известие дошло сначала до Священного кинота, а затем и до патриарха с императором. С того времени данное величание навсегда вошло в богослужебное употребление.
Стоит сказать, что существует ряд византийских песнопений, подобных «Достойно есть». Так, к примеру, вторая статия непорочных в Великую Субботу начинается с тропаря: «Достойно есть величати Тя Жизнодавца, на Кресте руце простершаго, и сокрушшаго державу вражию». Особенно часто такие величания встречаются в качестве припевов к 17 кафизме на различные праздники. Также тропари авторства преподобного Григория Синаита, читаемые после канона на воскресной полунощнице начинаются со слов: «Достойно есть яко воистинну, славити Тя Бога Слова, Егоже трепещут и трясутся Херувими, и славословят Силы Небесныя».
К иноку постучался какой-то монах-странник, которого тот с радостью принял. Предание говорит, что под видом монаха скрывался архангел Гавриил.
Мы привыкли к тому, что пением «Достойно есть» оканчиваем все молитвы, однако, пожалуй, самое распространенное богослужебное употребление этого величания приходится после девятой песни канона на утрене. Появляется оно в Иерусалимском уставе, но достаточно поздно. Во всяком случае, в рукописях XII века его еще нет, как, вместе с песнью «Величит душа Моя Господа», нет его и в Студийском уставе. Многие исследователи полагают, что оба гимна были введены в богослужение одновременно.
Относительно места песней в честь Богородицы в Студийском уставе хотелось бы отметить одну интересную особенность. К западной ветви развития Студийского устава относится Мессинский Типикон, датируемый 1131 годом, в котором говорится о необходимости пения семи ирмосов Божьей Матери также после девятой песни канона утрени. Вполне возможно, что существовала связь между обозначенными традициями. Славянские рукописи Иерусалимского устава XVI-XVII веков, говорят о пении «Достойно есть» на утрени только в будние дни, собственно, эта практика сохраняется у нас и сегодня.
Икона Богородицы «Достойно есть». Фото: nashepravoslavie.ru
Намного позже, где-то в XVI столетии, величание вошло в употребление на литургии. Звучит оно сразу после возгласа священника «Изрядно о Пресвятей, пречистей…» в то время как тот продолжает чтение Анафоры, а точнее ее части, получившей название «intercessio» или «ходатайство» и содержащей поминовение о живых и усопших, а также просьбы различных нуждах христианской общины.
Напоследок стоит сказать об иконе Богородицы «Достойно есть». Этот образ действительно связан с историей возникновение песнопения. Согласно преданию именно перед ним произошло чудо явления архангела Гавриила и развитие описанных событий. Последование же службы Божьей Матери в честь ее иконы «Достойно есть» составил в 1838 году иеродиакон Венедикт – насельник Русского Пантелиимонова монастыря.
Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Союз православных журналистов
Фото на заставке: vimaorthodoxias.gr / spzh.news
Просмотрено (164) раз