Выбрать страницу

Прп. Иов Почаевский – наставник монахов и мирян

Прп. Иов Почаевский – наставник монахов и мирян

Многие из нас любят прп. Иова Почаевского, но не многие знают, что он оставил после себя поучения, актуальность которых за прошедшие четыреста лет никак не уменьшилась.

В день памяти прп. Иова, который Церковь празднует 19 мая, Почаевская Лавра буквально переполнена людьми, однако, несмотря на это, далеко не у каждого есть возможность почтить святого своим присутствием на богослужении в его обители. Мы можем помолиться ему у себя дома или в ближайшем храме, а можем еще прислушаться к его поучениям, восприняв и реализовав их в собственной жизни.

Довольно привычным является восприятие того факта, что аскетическая литература была написана для монашествующих, но прп. Иов не забывает и о мирянах. Вот, к примеру, тема «об отречении от мира и духовном совершенстве» как нельзя лучше подходит для тех, кто выбрал путь нестяжательства, уединения, молитвы и послушания, однако почаевский игумен не забывает здесь и о таких, как мы. Собственно, само отречение от мира и духовное совершенство он видит в способности удерживаться от осуждения. Дело это трудное во всех смыслах, но особенно тяжело не осуждать тех, кто должен быть примером для подражания и у кого слова расходятся с поступками. Речь здесь идет о священнослужителях и монахах, чей образ жизни отличается от декларируемого. Сегодня многие миряне образованны, легко находят информацию в сети, а потому также легко могут отыскать места в Писании или каких-либо еще правилах, которые можно поставить в упрек нерадивому священнику или монаху.

Нельзя не сказать, что часто православные христиане в той или иной мере знают о проблемах с нравственностью тех, кто претендует на моральный авторитет. Однако же такие люди делятся на бесконечно осуждающих и принимающих немощи ближнего. Конечно, здесь нет и капельки оправдания греха, просто кто-то понимает, что Церковь свята по святости Христа, но в ней есть люди, которые грешны из-за личных грехов – а кто-то всё смешивает, тем самым колебля собственную веру и оправдывая духовную лень. В таком случае прп. Иов предлагает обратить внимание на собственные недостатки, ведь в других мы видим то, что есть в нас самих. Тот, кто не понимает этого, собирает «себе отсюда больший огонь на окаянныe свои головы и лишает себя всякoго оправдания и прощения». Более того: «Закон же Христа и учение Его апостолов даны не монахам только, но и мирянам… очевидно, что не к монахам только, соблюдающим писания и проводящим безмолвную и пустынную жизнь, но ко всем, живущим по городам и селам с женами и детьми. Ибо разве должен мирянин иметь что-нибудь больше, чем инок, кроме одного только сожительства с женою? Ибо в этом только он имеет извинение; в остальном же – нисколько, но все наравне с иноком предписано ему делать, – и во всяком случае для него не безопасно преступление всех заповедей». В приведенных словах чувствуется строгость прп. Иова, но зато всё ясно и доходчиво. Обозначенные вещи многие из нас и так понимают, но только теперь мы еще можем сказать, что отречение от мира для мирян, как бы противоречиво ни звучало такое словосочетание, заключается в неосуждении, пусть даже в самых несправедливых на наш взгляд случаях.

«Вы же, возлюбленные, расположите свое сердце к принятию Евангелия, и пусть не подавляет вашего ума чрезмерное попечение о житейском», – этот призыв прп. Иова так же понятен, как и предыдущее поучение, но, кажется, что сегодня он приобретает особую остроту. В условиях войны попечение о житейском возрастает многократно. Возникают новые нужды, новые опасности и тревоги. Призыв Христа не заботиться о завтрашнем дне (Мф. 6:34) отнюдь не означает безответственности в периоды испытаний. Просто в критических ситуациях попечение о житейском может перерасти в навязчивую идею или даже стать фобией, особенно на фоне, когда другие дела отходят на второй плане или вообще исчезают. От такого чрезмерного погружения в нужды нас и стремится удержать прп. Иов.

Еще одно поучение почаевского игумена касается смерти – смерти, которая, к сожалению, сегодня как никогда ходит близко, забирая с собой многих, независимо от возраста. Ко всем возможностям умереть война добавила еще одну и очень значительную. «Всё суета в человеческой жизни: как цвет засохнет и как обманчивый сон пройдет», – пишет прп. Иов, теперь и многие из нас сами приходят к этой мысли, переоценивают и переосмысливают свою жизнь. Мы стали еще больше ценить вещи, не связанные с материальным бытием, как то дружба, любовь, верность, общение, вера. В нынешних обстоятельствах есть возможность приобрести то, чего никогда не приобрел в других условиях. «Поистине всё – суета, – продолжает прп. Иов, – итак, видя это, братие, будем терпеть с благодарением, так как все бывает от Бога». Такое отношение позволяет приобретать праведность, а для праведника и восприятие смерти становится совсем иным. Страх и беспомощность проходят. Даже неизвестность не пугает, потому что в той новой реальности ждет любящий Господь. «Не будем считать погибшими тех, которые отходят к Богу. Праведный Бог, увидев, что они творят правду, в правде и успокаивает их», – подытоживает прп. Иов.

Наставления всеми нами любимого святого совершенно небольшие по объему, они просты и понятны. Не могу сказать, что когда я знакомился с ними, то не узнал чего-то кардинально нового, но всё равно они заставили подумать над смыслами, которые в повседневной суете теряются. От поучений прп. Иова веет теплотой и строгостью, кажется, что через них будто ощущаешь дух святого, возможно, где-то частично постигаешь его мысли и устремления, а потом возникает желание хоть немного исправить свою жизнь, взять с него в пример. Думаю, что если в нас благодаря наставлениям прп. Иова Почаевского произойдут положительные изменения, то порадуют они его гораздо больше, чем краткие молитвы раз в году.

Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Православная Жизнь

Фото на заставке: pravlife.org

Просмотрено (31) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Седмица сырная (Масленица), сплошная


Масленица – 2025 с 24 февраля по 2 марта – это подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая масленицы. Масленая неделя, Масленица – просторечное название Сырной седмицы — последней перед Великим постом недели. В продолжение масленицы не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Масленица — это сплошная неделя, отменяется пост в среду и пятницу далее »

Неделя о Страшном Суде

Третья подготовительная неделя к Великому посту
Неделя мясопустная, о Страшном Суде

Неделя Мясопустная (о Страшном Суде) — предпоследнее воскресение перед Великим постом, в которое по уставу кончается употребление в пищу мяса. В это воскресение вспоминается грядущий Страшный суд (Мф. 25:31-46). Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. Это напоминание о том, что нас будут судить... далее Рубрики:

Подать записку на Великий пост

Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Скоро праздник

27 февраля -  Равноап. Кирилла, учителя Словенского

Святой равноапостольный Кирилл (в миру Константин по прозвищу Философ) — византийский миссионер. Вместе со своим старшим братом Мефодием они по откровению Божию создали славянскую азбуку и перевели на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтирь и многие Богослужебные книги. Для записи текстов на славянском языке Кирилл и Мефодий разработали специальную азбуку — глаголицу. Братья обучали славян чтению, письму, книжному делу и богослужению на славянском языке. Канонизированы и почитаются как святые и на Востоке, и на Западе. В славянском православии братья почитаются как святые равноапостольные «учители словенские»... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

25 февраля — Иверской иконы Божией Матери далее » Свт. Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца далее »

26 февраля — Прп. Мартиниана. Прпп. Зои и Фотинии (Светланы) далее »

27 февраля — Равноап. Кирилла, учителя Словенского далее

2 марта — Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания далее » Прощеное воскресенье далее »

3 мартаНачало Великого поста далее »