Суть всех молитв
В молитве человек восходит к Богу, а Бог спускается к человеку. И цель молитвы – это то, что Бог совершает в нас, в нашем внутреннем существе… Схиархимандрит Эмилиан из Симонопетры (+2019) говорит об универсальном измерении молитвы как о чувстве присутствия Бога и форме общения с Ним.
Что такое молитва? Молитва – это настоящее ощущение присутствия Бога. Это также уверенность в общении с Богом, с Которым человек говорит и Которому открывает глубины своего сердца. Каждая из этих природ, человеческая и божественная, остается в своих пределах, но человек в молитве восходит к Богу, и Бог спускается к человеку. Человек предлагает себя Богу через молитву, а Бог предлагает Себя человеку. И отсюда происходит чудесное воссоединение Бога и человека одновременно.
Почему монахи молятся? Потому что это естественный труд, который исходит из сердец всех людей и всей человеческой природы. Нет человека, который не чувствовал бы этой потребности в молитве, и эта потребность – искать Бога и находить Его – также является привилегией, правом человека. Поэтому, как мы понимаем, молятся все люди, а не только монахи. У мирян есть пример монашеских общин, у монахов – пример ангельских воинств.
Очевидно, что молящиеся монахи не стремятся удовлетворить свои определенные личные потребности. Нет ничего из материального мира, что могло бы побудить их предложить себя Богу или установить с Ним отношения. Ими не движут никакие личные интересы. Они никогда не думают материальными категориями. Напротив!
Святые молятся как единое существо, и они понимают, что они восходят к Богу не физически, а реальным образом. Поэтому все монахи молятся. Их цель очень высока. Это само общение, сошествие Самого Бога в их жизнь, это обожение. Поэтому монахи молятся и днем, и ночью! Это их работа. И им действительно удается приблизиться к объятиям с Богом. Когда мы говорим «общение», это означает, что мы обнаруживаем отношения и нашу идентичность с Церковью. И Церковь восходит к Богу, как когда-то сошел Христос с небес. Молитва держит человека близко к божественному, и Бог обнимается человеком…
Святые молятся как единое существо, понимая, что они восходят к Богу не физически, а реальным образом
А теперь углубляемся во внутреннее пространство… Что такое «Иисусова молитва»?
Иисусова молитва – это суть всех молитв, существующих в нашей Церкви. Это самая краткая, самая проверенная и самая эффективная молитва, которой может молиться человек.
И, как мы понимаем, эта молитва – самая прямая, подходящая и доступная всем людям, а не только монахам. И это тоже имеет большое значение: чтобы миряне и монахи молились одной и той же молитвой, потому что это та молитва, которая сразу делает нас способными обрести Бога.
Другими словами, поскольку не существует двух разных систем духовной жизни, по этой причине монахи, которые следуют примеру Неба, и мир, который, как мы сказали, следует примеру монашеской общины, молятся вместе этой молитвой.
Следовательно, Иисусова молитва – это уникальное и исключительное благо Церкви. Это следствие, которое вытекает из глубин монашеского опыта и, конечно же, из опыта каждого человека, который ищет и ждет Бога. Это опыт отцов Церкви и плод, приобретенный каждым человеком, живущим чистой и евангельской жизнью.
Иисусова молитва – уникальное благо Церкви, следствие, вытекающее из глубин монашеского опыта и из опыта каждого человека, ищущего Бога
Поэтому Иисусова молитва – это живая память. И это призыв к имени Бога. Он такой короткий! Это повторение следующих слов: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».
Что происходит с нами во время этого призыва и повторения? Мы обретаем духовный динамизм, который исходит не от нас, а от Самого Бога. Имя Господа, которое мы повторяем, выбрано не случайно. Мы призываем Самого Христа, Который немедленно вступает в общение с нашими сердцами. Таким образом, повторение молитвы имеет значение. Но не потому, что это воззвание само по себе может предложить нам что-то. Но потому, что оно помогает нам приобрести привычку к тому, что воспоминание о Христе внутри нас становится непрестанным. И вследствие этого все вокруг нас и внутри наших сердец наполняется Богом.
Но это повторение не является «магической формулой», которая сама по себе может принести плоды. Повторение – это просто усиление, сосредоточение и укоренение Имени Христа и, следовательно, Самого Христа в нашей повседневной жизни. Это не механическая работа. Это не субъективное мнение человека. Это не работа, стимулирующая воображение. Это не психосоматическое упражнение, о котором можно подумать, что оно имеет доступ к некоему гностическому или синкретическому знанию… Или что с помощью этой формулы человек может стремиться к бесконечности или к безликому «богу»…
Это повторение создает в человеке силу непрестанно призывать живого Бога и, следовательно, предлагает ему состояние радости, духовного счастья и другие дары. И затем, когда человек достигает этой начальной стадии, он понимает, что Святой Дух является посредником между его личностью и Личностью Самого Бога! И с этого момента Святой Дух возвышает человека до Бога.
Почему монахи молятся Иисусовой молитвой всегда и везде? Что ж, я бы сказал, что это единственная молитва, которая явно создает такие условия, чтобы мы могли ежедневно находить Бога и радоваться в Боге. Благодаря этой молитве Тот, Кто невидим, становится видимым в нашей жизни.
Поэтому через эту молитву монахи повсюду и всегда обретают сильное чувство присутствия Бога и внутренний диалог, который настолько глубок, что достигает величайшей глубины «моря» Божественности. Таким образом и способом, который монахи открыли из опыта Церкви с древних времен, они могут наполнить свои дни, они могут превратить свою ночь в свечу, которая распространяет небесный свет по всей вселенной, которую Бог держит в Своей руке… Поэтому благодаря этой встрече с Богом монахам удается освятить не только себя и свое пространство, но и весь мир…
Какова цель Иисусовой молитвы? Цель Иисусовой молитвы – это ни способ совершения, ни сами слова, ни место, ни исихия (тишина), ни что-то еще, что включает в себя эта молитва. Можно сказать, что цель молитвы – это то, что Бог совершает в нас, в нашем внутреннем существе…
То, что Он совершает, – это наш опыт. Но это не только переживание Бога! Это также откровение того, как Он приходит, как происходит пришествие Бога в наше сердце. Личный Бог внутри человеческой личности… И, конечно же, Он приходит в Свете!
И с этим союзом приходит очищение, духовное продвижение, рост внутреннего человека, который рождается в нас. Более того, Дух дает человеку такое состояние, из которого он или она поднимается к просветлению, к свету, к процветанию на разных уровнях, которые Бог предлагает и открывает нам.
Одним словом, мы могли бы сказать, что цель молитвы – это совершенная тайна невидимого Бога и видимого человека… тайна, совершенная Богом. И ее нам открыли отцы Церкви.
Мы также знаем по опыту, как стать получателем благодати Бога. Не посредством рассуждений и медитации, а таким образом, чтобы Бог проникал в человеческую личность и полностью ее преображал. Так он или она становится человеком, который может попробовать, понять и постичь эту тайну…
Cхиархимандрит Эмилиан (Вафидис)
Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Православное учение старцев
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (30) раз