«Прозревший телесно и духовно»
На примере слепорожденного Евангелие призывает нас не бояться, поскольку Иисус Сам находит изгнанного, как нашел слепого, и дает ему прозрение души.
В православной гимнографии шестая неделя по Пасхе называется Неделей о слепом, поскольку в этот день читается Евангелие об исцелении слепорожденного (см.: Ин. 9: 1–42).
Человек, имя которого мы не знаем, по милости Божией прозрел и пришел в познание истины, увидел в Христе Иисусе пресветлый Свет для всех людей, живущих во тьме греха. А мнимые праведники иудейского народа, фарисеи, которые должны были первыми возвещать о приходе в мир Помазанника, не узнали время пришествия Его. Их телесные глаза видели чудеса, сотворенные Христом, исцеления больных, хромых, сухих и слепых, видели славу и уничижение Его, но так и остались духовно слепы [1]. На них сбылись слова Иисуса: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9: 39).
Простая и предельно понятная, на первый взгляд, история из Евангелия от Иоанна на поверку оказывается сложнейшим догматическим текстом, в центре внимания которого противопоставление света и тьмы. Поражает та тщательность, с которой евангелист Иоанн нарисовал портреты противоположных по характеру героев: слепой и фарисеи. Бывший слепой, постепенно обретающий истинное познание о Христе, трижды смиренно исповедуется в своем неведении: «Где Он?.. грешник ли Он, не знаю… кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» (ст. 12, 25, 36). А фарисеи трижды отказываются признать в Иисусе посланника от Отца, хотя в ходе допросов бывшего слепого и его родителей постепенно осознают, что Он – не обычный человек: «Не от Бога Этот Человек… мы знаем, что Человек Тот грешник… Сего же не знаем, откуда Он» (ст. 16, 24, 29).
Чудо о слепорожденном представлено Иоанном как знамение того, что Посланный от Отца – «свет миру»
О самом чуде Иоанн пишет кратко (Ин. 9: 6–7). Это чудо представлено им как знамение того, что Посланный от Отца – «свет миру» (ст. 4–5). Подлинный интерес составляют те многочисленные расспросы, которые учинили иудеи в ходе расследования случая с исцелением. В каждом из них бывший слепой озвучивает утверждения, углубляющие его познания о Христе. На допросе соседей и видевших его прежде слепорожденный указывает только то, что его благодетелем был «человек, которого называют Иисусом» (ст. 11). Во время первого допроса фарисеев он признаёт, что Иисус – «пророк» (ст. 17). На втором допросе слепой становится защитником Иисуса, ибо «если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (ст. 33). Наконец, отвечая на вопрос Самого Спасителя «Веруешь ли ты в Сына Божия?», человек начинает верить и совершать поклонение Ему (ст. 37).
В то время как у бывшего слепого постепенно открываются глаза на истину об Иисусе, фарисеи становятся все более ожесточенными в своем упрямстве. Во время первого допроса они соглашаются с фактом исцеления (ст. 15). И хотя одни негодуют на нарушение правил о субботе, другие хотят выяснить, «как может человек грешный творить такие чудеса» (ст. 16), и поэтому им важно мнение бывшего слепого: «Ты что скажешь о Нем?» (ст. 17). На втором допросе присутствуют уже только враждебно настроенные иудеи. Теперь они начинают сомневаться в самом факте чуда, пытаясь через родителей показать, что он никогда не был слепым (ст. 20–23). В последнем допросе они пытаются поймать бывшего слепца на предполагаемом обмане, заставляя его снова и снова пересказывать детали чуда (ст. 27). Они заведомо отказываются признавать, что Бог мог говорить с Иисусом так же, как раньше Он беседовал с Моисеем (ст. 29). Процедура допроса спускается до уровня очернения главного свидетеля – самого исцеленного они клеймят как «рожденного во грехах» (ст. 34). В конце концов, они просто выгоняют его вон (ст. 34).
Иисус, напротив, никого не прогоняет. Он обещает: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6: 37) – и Сам находит бывшего слепца (Ин. 9: 35), словно заботливая жена, которая зажигает лампаду, чтобы отыскать потерянную драхму. Он поступает как та ветхозаветная Премудрость, которая разыскивает достойных ее и «благосклонно является им на путях» (Прем. 6: 16).
Хотя нарушение субботы создает сходство между поминаемым сегодня слепым и исцелением паралитика, лежащего 38 лет при купальне Вифезда (Ин. 5 гл.), главный урок, который преподает нам евангелист, заключается не в форме соблюдения иудейского закона, а в феномене победы света над тьмой. Подобно тому, как ветхозаветные пророки сопровождали свое слово символическими действиями, так и здесь Христос, открывая человеку зрение красоты Богом созданного мира, воплощает в жизнь истину «Я свет миру» (Ин. 8: 12). В допросах родителей и слепорожденного (Ин. 9: 18–23, 24–34) суббота отходит на второй план. Главный вопрос заключается в том, обладает ли Иисус чудотворной силой, и если да, то Кто же Он такой?
Евангелист Иоанн показывает ожесточенную полемику между учениками Моисея и учениками Иисуса в конце I века, ибо «мы», слышимое из уст фарисеев, на самом деле является голосом их потомков, иудеев конца I века, которые постепенно отвергли Иисуса из Назарета и прокляли его учеников. Это «мы» сначала слышится в устах Никодима, одного из начальников иудейских, который приходит под покровом ночи сказать: «Мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога» (Ин. 3: 2). Но затем такие, как Никодим, уходят со сцены, и остаются яростные противники, возражающие: «Мы знаем, что Человек Тот грешник» (Ин. 9: 24). «Мы» в устах бывшего слепца – это голос христианских апологетов, которые критикуют иудеев за то, что те закрыли глаза на очевидную истину, являемую в чудесах Иисуса, и тем воздвигли хулу на Святого Духа (см.: Мф. 12: 31).
«Мы» в устах слепца – голос христианских апологетов, критикующих иудеев за закрытие глаз на очевидную истину
Как известно, уже в 90-х годах н. э. появляются прецеденты изгнания из синагог тех евреев, которые приняли Иисуса как Мессию. Боязнь родителей слепорожденного заговорить свидетельствует о дилемме тех, которые верят, что Иисус есть Мессия, но оказываются перед выбором: отказаться от веры в Иисуса и остаться в своей религиозно-этнической общине или принять Иисуса как Мессию и быть изгнанными вон. На примере слепорожденного Евангелие призывает не бояться, поскольку Иисус Сам находит изгнанного из общины соплеменников, как Он нашел слепого (ст. 35), и дает ему прозрение души.
Евангельское чудо служит прелюдией к христианскому таинству Крещения. Семь раз зарисовки этой истории встречаются на стенах римских катакомб. Исследование лекционариев и иных первоисточников дает повод предположить, что уже в III веке оглашенные сдавали особый «экзамен» перед тем, как приступали к таинству Крещения. Они слушали чтения из Ветхого Завета о воде очищения, затем зачало Евангелия от Иоанна с исповеданием веры слепорожденного: «Верую, Господи» (ст. 38). После этого оглашенные прочитывали Символ веры.
Корень греческого глагола «помазывать» (ἐπιχρίω = «мазать» в Ин. 9: 6, 11), которым описывается, как брением Иисус помазал глаза слепому, намекает на крещение. В посланиях святых апостолов говорится о «помазании от Святого» (1 Ин. 2: 20, 27) и о том, что «помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1: 21–22). Не исключено, что помазание глаз слепого брением послужило предпосылкой для последующего литургического чина помазания крещаемых святым елеем, совершаемого вместе с погружением в воду.
Человек исцелился только тогда, когда сам пошел и омылся в купальне Силоам. В отличие от исцеления расслабленного, лежащего при купальне Вифезда, которого Господь исцелил словом (гл. 5), история о слепорожденном указывает на целительные свойства воды (ст. 9). Название купальни Силоам, что значит «посланный», связывает воду со Христом, поскольку Тот был послан Отцом (Ин. 3: 17, 34, 5: 36, 38 и т. д.). Вода из Силоамского пруда использовалась иудеями в церемонии праздника кущей. Однако словами «кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7: 37–38) Иисус подчеркнул, что важнее источника Тот, Кто освящает воду, делает ее живой, текущей в жизнь вечную.
Толкования на Евангелие от Иоанна, связывающие идею вечной жизни с омовением в водах крещения, встречаются уже во II веке. Тертуллиан в своем сочинении о Крещении писал «о таинстве воды, которая смывает грехи нашей изначальной слепоты и освобождает нас для вечной жизни» [2]. Блаженный Августин отмечал, что поминаемый ныне слепой «символизирует человеческий род… если слепота есть неверие, то просвещение есть вера» [3].
Христос – Солнце правды, Которое нас просвещает двояким образом: озаряет душевные очи и являет сынами дня
Символические толкования были близки христианам первых веков, поскольку слово «просвещение» использовалось для обозначения крещения уже в эпоху апостолов [4]. Святой мученик Иустин подтверждает, что во II веке омовение «водами прощения былых грехов» называлось «просвещением» [5].
Богослужебные тексты Цветной Триоди обращают внимание на две формы слепоты: телесную и душевную. В них Христос называется Солнцем правды, Которое нас, лишенных света от чрева матери, пречистым прикосновением просвещает двояким образом: озаряет душевные очи и являет сынами дня. В каноне преподобного Иосифа Студита исцеление чувственных очей и просвещение души связано с познанием во Христе «Творца, по милосердию явившегося человеком» [6].
Фото: monastery.ru
Святоотеческая мысль расширяет наши познания о Боге, но, двигаясь в глубь веков, мы отчетливо видим, что она коренится в евангельском благовестии о Свете истины, который просвещает всякого человека, грядущего в мир. Каждый из крещаемых сегодня в какой-то мере уподобляется евангельскому слепцу. А каждый из стоящих в храме за богослужением Недели о слепом может услышать всегда актуальные слова стихир, побуждающие нас постоянно работать над очищением очей своей души:
О, милосердный Спаситель, омыв слезами покаяния, просвети наши очи, поврежденные от мрачного греха, и даруй нам узреть Твой свет истины, наставляющий на всякую правду. Наши очи душевные озарив, сынами дня нас яви, чтобы нам с верою взывать к Тебе: «Велико и неизреченно милосердие Твое к нам, Человеколюбче, слава Тебе!» [7]. Аминь.
Иеромонах Ириней (Пиковский)
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
[1] См.: Маршева Л., Беляев И. Ты сущих во тьме Свет пресветлый: Комментарий к кондаку и икосу Недели о слепом. URL: https://pravoslavie.ru/139674.html (дата обращение 29.05.2022).
[2] Sources Chrétiennes 35: 64.
[3] Migne. Patrologia Latina 35: 1713–1714
[4] См.: употребление термина «просвещение» в Евр. 6: 4, 10: 32.
[5] Migne. Patrologia Graeca 6: 421.
[6] Тропарь 5 песни канона Утрени «Недели о слепом».
[7] См.: стихиры на стиховне на малой вечерне.
Просмотрено (73) раз