Выбрать страницу

Иконография Пятидесятницы: икона Сошествия Святого Духа на апостолов

Иконография Пятидесятницы: икона Сошествия Святого Духа на апостолов

Иконография этого праздника начала развиваться с VI века. Процесс создания иконографии в основном завершился в постиконоборческую эпоху. Мы находим изображения Пятидесятницы в лицевых Евангелиях и Псалтирях. На иконе показан момент рождения Церкви, и в то же время предметом изображения является святость, личный дар, показанный в виде огненного языка над каждым из апостолов. Первое известное изображение Пятидесятницы мы видим на иконе VII столетия из монастыря святой Екатерины на Синае.

Апостолы располагаются на слегка закругляющихся скамьях (на «седалище») двумя группами по шесть человек. Событие происходит в доме, за головами апостолов изображены здания или стена. За седалищем между апостолами располагаются арки, некоторые из апостолов держат кодексы, – благодаря этим деталям создается ритмический рисунок. Иногда сидящие на подиуме образуют композицию в виде подковы. Седалище нередко изображено в проекции вида сверху. В центре можно узнать сидящих друг напротив друга апостолов Петра и Павла.

В пространстве между апостолами Петром и Павлом иногда различим голубь, символ Святого Духа. Таким образом, Святой Дух занимает оставленное свободным центральное место посреди собрания святых апостолов. В ранний период в центре иконы писался «уготованный Престол» как символическое изображение Пресвятой Троицы. Символика нисхождения Святого Духа, согласно этой композиции, может быть растолкована так: Престол означает здесь Царство Бога Отца. Книга на Престоле – символ Логоса, Второго Лица Святой Троицы, а голубь, который на нее опускается, – символ Святого Духа. Три луча света сверху нисходят от Престола на апостолов. Огненные языки могут быть написаны прямо на лучах, а также над головами апостолов. Позже вверху стал помещаться темно-синий полукруглый «небесный свод», и иногда Святой Дух изображается «в виде голубине», исходящим из этого сегмента.

Святой Дух на иконе занимает свободное центральное место посреди собрания святых апостолов

В ранний период существовала иконография «Наставничество Христа», в которой Спаситель сидел посреди своих апостолов. И это не было изображением Тайной Вечери – в сюжете «Наставничества» Христос держал открытую книгу в левой руке, а жестом правой руки обращался к ученикам. Примечательно, что в сюжет «Сошествия Святого Духа на апостолов» вводится Павел, «апостол язычников», проповедник, – для отображения соборности: то, что происходит в Сионской горнице, обращено ко всему миру. Иисус Христос основывает Церковь, посылая Святого Духа.

В середине композиции под скобообразным седалищем образуется пространство в виде темной или другой однотонной «арки». В ней поначалу изображались «народы», то есть люди из разных земель; с XI века живописцы стремились изобразить их многообразие – а не просто наметить пару персонажей. Таким образом, здесь показаны не только очевидцы событий, но и те, кто потенциально может быть удостоен плодов Снисхождения Духа Святого. В иконе говорится о вселенском характере апостольской проповеди. «Спасение народов», о котором писал апостол Павел, особенно пространно изображается в настенных росписях: иногда этих фигур шестнадцать, и эта цифра соответствует числу народов, перечисленных в книге Деяний апостольских.

Фото: monastery.ru

Когда Римская империя стала православной, стало считаться, что главная миссия православия перешла от апостолов к империи, поэтому в центре иконы Пятидесятницы стал помещаться православный император, который просвещает варварские народы. Порой вместо «народов» рядом с императором изображалась фигура одного варвара, нередко он был темнолицым, одетым в причудливые одежды. Но через тысячу лет стало ясно, что империя не вечна, а Церковь может нести свою миссию уже без светских структур, поэтому изображение императора стало неактуальным. В это время была выбрана аллегория, которая указывала на Вселенский Патриархат.

Когда Римская империя стала православной, в центре иконы помещался император, просвещающий варварские народы

Эта трансформация изображения происходит в XIV веке. Вместо императора и варвара стал изображаться «царь-Космос», и над поясной фигурой этого благообразного персонажа с окладистой бородой не сразу, но появилось соответствующее надписание. Космос – это весь мир, – и изображение указывает на космическое значение Пятидесятницы. Старец царь-Космос держит плат, в котором покоятся свитки. Двенадцать свитков служат символами апостольской проповеди, которая получила начало в День Пятидесятницы: свитки и плат имеют взаимный цветовой контраст, например, на иконе из Новгородского музея-заповедника красные свитки – на белом плате. Царь-Космос иногда выступает из арочного проема, выходя в пространство иконы, как, например, на иконе XVI века из Музея русских икон (Массачусетс, США).

Изображение Сошествия Святого Духа мало менялось в последние несколько столетий. Иконография Вознесения очень повлияла на иконы этого праздника, поэтому поначалу здесь изображалась Богоматерь в центре апостольского ряда. Постепенно иконописная традиция исключила Богородицу из сюжета Пятидесятницы: Ее образ был вытеснен композицией Собора святых апостолов. Впрочем, в позднейший период фигура Богоматери вновь появилась на образах Сошествия Святого Духа.

Русские иконописцы в XVII веке вспомнили, что когда-то посреди апостолов изображалась Богородица. Однако, это не было органичным возвращением к старым иконографическим схемам: ведь богословская мысль с очевидностью показала, что изображение Богоматери здесь не отвечает смысловым акцентам иконографии. Отдельные иконописные образцы содержат новые интересные схемы изображения. Так, на иконе XVII века из Архангельского музея изобразительных искусств апостолы сидят в арочных проемах по шесть человек, а в середине между ними – Богородица под отдельной фигурной аркой с башенкой.

Фото: monastery.ru

В своем развитии многие черты иконографии Пятидесятницы в позднейшее время сильно изменились. Вместо символических архитектурных кулис стали писать «изукрашенные палаты» с башенками. Вместо стилизованного неба появились облака и пламенеющие лучи, которые льются из самого небесного сегмента. Иногда вместо темной арки пишется тропарь праздника. Но в основном иконографический сюжет этого события остался неизменным.

В книге Деяний говорится о том, что, когда сошел Святой Дух и был слышен шум, «народ… пришел в смятение… все изумлялись и дивились» (см.: Деян. 2: 6–7). В этом рассказе описаны особые сильные чувства, которые испытывали участники события. Однако в фигурах и взглядах апостолов на иконописных образах – сдержанное достоинство. Иногда ученики Христовы собеседуют, но в их жестах нет ничего экзальтированного, чрезмерного. Глаза апостолов иногда слегка опущены, они сосредоточены на событии, которое положило начало Церкви.

Жанна Курбатова
Источник: Сретенский монастырь

Фото на заставке: monastery.ru

Просмотрено (56) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Вселенскую родительскую субботу
22 февраля — Вселенская родительская суббота. Поминовение усопших.  Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу...... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Вселенская родительская суббота

22 февраля — Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа... далее » Подать записки на родительскую субботу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Скоро праздник

22 февраля - Обретение мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея России

Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) — епископ Православной Российской Церкви; с 21 ноября (4 декабря) 1917 года Патриарх Московский и всея России, первый после восстановления патриаршества в России. Канонизирован Русской Церковью в лике святителей Архиерейским собором Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года... далее

Неделя о Страшном Суде

Третья подготовительная неделя к Великому посту
Неделя мясопустная, о Страшном Суде

Неделя Мясопустная (о Страшном Суде) — предпоследнее воскресение перед Великим постом, в которое по уставу кончается употребление в пищу мяса. В это воскресение вспоминается грядущий Страшный суд (Мф. 25:31-46). Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. Это напоминание о том, что нас будут судить... далее Рубрики:

Подать записку на Великий пост

Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

18 февраля — Иконы Божией Матери «Взыскание погибших» далее »

22 февраляВселенская родительская (мясопустная) суббота далее » Обретение мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея России далее »

23 февраляНеделя мясопустная, о Страшном Суде далее »

24 февраля — Сщмч. Власия, еп. Севастийского далее