Выбрать страницу

Святой Дух: Тот, без Которого невозможна святость

Святой Дух: Тот, без Которого невозможна святость

Из всех Лиц Троицы о Святом Духе нам известно меньше всего. Тем не менее нам есть что сказать в день Его почитания.

В восточной святоотеческой традиции разговор о Боге является не отвлеченным философствованием, а самой жизнью, ведь и христианство здесь понимается как откровение Божественных Лиц. Такой подход стал основополагающим принципом толкования Нового Завета.

Если мы говорим о Христе, то сила Его власти, дел и проповеди зависят от Его личности как Бога. Только Бог может приобщить человека к Божественной Жизни, а соответственно, и спасти его. Точно так же понимается и личность Святого Духа – Утешителя, которого Спаситель посылает от Отца. Раскрывается Он не только в тринитарной крещальной формуле – «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28,19), не только в преподаваемых дарах – «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами» (2 Кор. 13,13), но и в личностном действии.

Божественная природа Третьего Лица Святой Троицы является основанием спасения человека.

В Деяниях мы множество раз видим, как Святой Дух обращается, например, к апостолу Филиппу (Деян. 8, 29), как Он наставляет апостола Петра (Деян. 10,19; 11,12), как говорит церкви Антиохии (Деян. 13, 12) и как действует на апостольском Соборе в Иерусалиме: «Ибо угодно Святому Духу и нам» (Деян. 15, 28). В каждом из перечисленных случаев Святой Дух воспринимается именно как личность, отличная от Отца и Сына, но обладающая той же природой. В греческой философии преобладал безличностный идеализм, тогда как святые отцы, в особенности каппадокийцы, стремились сохранить понимание Бога как живого и действующего.

Божественная природа Третьего Лица Святой Троицы является основанием спасения человека. Через действие Святого Духа Сын Божий воплотился и вочеловечился в чреве Девы Марии, и теперь посредством Святого Духа Христос присутствует в Своем Теле – Церкви, вплоть до Второго Пришествия. Такое понимание роли Святого Духа нашло отражение не только в святоотеческих писаниях, но и в литургической практике.

Молитв, обращенных непосредственно к Третьему Лицу Святой Троицы, у нас не так много, но при этом каждое молитвенное правило, практически каждое богослужение мы начинаем с пения «Царю Небесный…». Призывание Святого Духа обязательно присутствует в кульминационных молитвословиях при совершении таинств Евхаристии, Крещения, Соборования, во время Великого освящения воды и пр.

Каждое молитвенное правило, практически каждое богослужение мы начинаем с пения «Царю Небесный…».

В стихирах Пятидесятницы мы видим соответствие между действием Утешителя и Его Божественной природой: «Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный. Единосущне и Сопрестольне Отцу и Сыну, Утешителю, слава Тебе». Или вот, в более знакомом тексте: «Видехом Свет Истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, Нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть».

Нельзя не сказать и о Символе веры, утвержденном на Константинопольском Соборе 381 г., в котором четко указано, что Святой Дух исходит от Отца. В этих словах отцы подчеркнули Божество Третьего Лица, ведь сотворенные сущности не исходят, но приводятся в бытие через Логос. Указание на исхождение – это указание на предвечное Божество Духа.

Мы уже отметили, что Третье Лицо играет важнейшую роль в деле спасения человека, фактически являясь его основанием. Человеку дарована свобода воли, благодаря которой он не статичен – может деградировать, но может и совершенствоваться. В деле совершенствования Святой Дух налагает на человека «печать» и, в согласии с Божественной волей, направляет его восхождение к Богу.

«Если душе недостает Духа, человек пребывает плотским, несовершенным существом. Он, конечно, по своему устроению обладает образом Божиим, но не получает от Духа подобия».

Священномученик Ириней Лионский

И здесь нужно выделить очень важный момент: человек может быть полноценным человеком только вместе со Святым Духом – Он не только податель оправдания и прощения, но, как бы парадоксально это ни звучало, считается частью подлинной человеческой природы. Об этом, к примеру, говорит священномученик Ириней Лионский, который пишет, что человек состоит «из тела, взятого из земли, и души, которая получает Духа от Бога». Чуть далее, в знаменитой его книге «Против ересей», читаем: «Если душе недостает Духа, человек пребывает плотским, несовершенным существом. Он, конечно, по своему устроению обладает образом Божиим, но не получает от Духа подобия».

Обожение, выраженное в Богообщении, созданного по образу и подобию Божию человека, является главной целью его жизни. В результате падения, действия греха и смерти оно стало невозможным. Теперь, в результате Искупительного Подвига Христа и посредством действия Святого Духа, оно стало возможным и придет в совершенное состояние в будущем веке.

Мы прекрасно понимаем, что обожение не только свободно даруется Святым Духом, но и стяжается личным трудом человека, трудом в соработничестве с Ним. Это постоянное развитие, в котором мы, если уж назвались христианами, не имеем права останавливаться. Потому, помня обо всем, что сделал и делает для нас Бог, вдохновленные Пятидесятницей, призывая на помощь Святого Утешителя, двигаемся дальше.

Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Союз православных журналистов

Фото на заставке: Святой Дух. Мозаика одного из порталов Берлинского собора. Фото: © imago images / epd/Norbert Neetz / spzh.news

Просмотрено (23) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

29 ноября - Апостола и евангелиста Матфея

Апостол Матфей - один из 12-ти апостолов, который первым написал повествование о жизни своего Учителя (Евангелие от Матфея). Матфей был сборщиком налогов (мытарь). Отказавшись от своей неправедной жизни, он оставил все и последовал за Спасителем...После того как апостолы разошлись из Иерусалима на проповедь в разные страны, благовествовал в Сирии, Мидии (нынешний Иран), Персии, Парфии, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии. Местный правитель-язычник Фульвиан велел распять его на земле и сжечь на медленном огне, обложив хворостом, но в результате огонь перекинулся на статуи идолов, которые и сгорели. Апостол погиб, но сам мучитель обратился в христианство и затем был крещён, приняв имя Матфея. Казнённого апостола он отныне почитал как святого. Со временем, отрёкшись от светской власти, он сам стал епископом... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

29 ноября — Апостола и евангелиста Матфея далее »

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »