Святые предостерегают нас от страшного, несмываемого греха – искажения истины
Святая Церковь учит нас слушать святых отцов. Мы изучаем их труды и толкования, подражаем их молитве, черпаем в них мудрость, укрепляемся в вере. Ведь без веры все наши действия и усилия бессмысленны и губительны.
«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16).
Святые, в какую бы эпоху ни жили, все без исключения уделяют огромное значение чистоте веры. И это чрезвычайно важный факт. На своем опыте они постигали, как важно не отступить от истины, не смалодушествовать, не предать. Поэтому благочестивые отцы предостерегают и нас, живущих сегодня, от страшного, несмываемого греха – искажения истины, греха, который ведет ко всевозможным ересям, расколам и неминуемой личной катастрофе.
К примеру, на Первом Вселенском Соборе на защиту чистоты веры Христовой ценой своей свободы и расположения власть имущих встали такие столпы Церкви, как святители Афанасий Великий и Николай Мирликийский, несмотря на часто открытое недоброжелательство со стороны властей, осудили еретические заблуждения Ария, безусловно, чуждые истинному христианскому учению.
Святые предостерегают христиан от лукавых мудрствований: искажения слов Священного Писания, изменений догматов веры, принятых Вселенскими Соборами, а также призывают к верности церковным правилам и традициям. Свт. Игнатий (Брянчанинов) поучал: «Великое бедствие уклониться от догматического и нравственного учения Церкви, от учения Святого Духа каким-либо умствованием. Это возношение, поднимающееся на разум Божий, должно низлагать и пленять такой разум в послушание Христово».
Малое отступление неотступно ведет к трагичным последствиям.
Святой апостол Павел прямо говорит, что за отступление от истины еретику грозит анафема: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8).
Святые отцы утверждают, что наша вера православная является истинной и животворящей, верой, которую заповедовал Сам Господь наш Иисус Христос и которая спасает, оправдывает и дарует человеку жизнь вечную: «…Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24).
Поэтому дороже всего на свете для нас должна быть наша вера. Вера, которую защищали святые, наши предки, дала миру земному и Небесному бесчисленный сонм святых, находящихся у Престола Божия и молящихся о нас. Они, отстаивая истину, претерпели испытания, лишения, скорби и мучения, чтобы сохранить веру в неискаженном, истинном свете для нас, чтобы «веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителем же греха явитися и неосужденно достигнути поклонитися и Святому Воскресению». И наш христианский долг – следовать их примеру.
Никакие сокровища, знания, таланты, привязанности, родство и узы не должны быть выше нашей веры. Апостол Павел говорит: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Флп. 3:8).
Всё, что происходит в нашей жизни, случается по благому Промыслу Божию. Каждому человеку Господь дает такие испытания и искушения, которые именно ему нужны для спасения его души и которые он в силах выдержать. Все телесные, душевные скорби посылаются Благотворящей Рукой Божией.
Господь Сердцеведец знает, что в сердце каждого из нас, Он читает в нем, как в открытой книге, и ведает о всех наших возможностях, страхах. И дает нам испытания в меру наших сил. Искушений не должно бояться, они спасительны. «Если бы не было искушений, никто бы не получил Царства Небесного», – говорил прп. Антоний Великий. Через испытания Господь ведет нас к Себе.
Следует безмерно благодарить Всемилостивого Бога за всё посылаемое нам, уповать на Его безграничную любовь, доверять Ему и идти за Ним не оборачиваясь.
Порой, в сложную минуту, когда мы так ждем помощи от Всевышнего, она не приходит сразу. Но это не говорит о том, что Господь нас не слышит. Ни в коем случае не нужно отчаиваться и опускать руки. Это значит, что Богу виднее, когда подать просимое. Ведь иногда полезнее потерпеть сложности и неприятности. Терпение искушений, порой длительных, – это своего рода духовное упражнение и лекарство.
Будем же всем сердцем стремиться ко Всеблагому Богу, будем слушаться святых и внимать словам апостолов, которые уж точно узнали, что такое гонения, испытания и искушения. «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор. 16:13).
Митрополит Антоний (Паканич)
Записала Наталья Горошкова
Источник: Православная Жизнь
Фото на заставке: Икона Всех Святых / bargrad.com
Просмотрено (99) раз