О духовных ошибках воцерковленных людей: «религиозное равнодушие» и как от него избавиться?
В данной статье хочется поговорить о некоторых священнических наблюдениях. Они связаны с ошибками именно воцерковленных людей, которые долго ходят в храм, более или менее регулярно причащаются Святых Христовых Таин, исповедуются.
Первое явление я бы назвал «религиозная индифферентность» (с латыни «безразличие, равнодушие»), оно довольно широко развито у тех церковных людей, которые десятилетиями ходят в храм, но начали ходить в него не от какой-то внутренней боли, которая требовала врачевания, не от внутреннего поиска Бога и духовной метанойи-покаяния, скорее – по традиции. Они выросли в православных семьях, воспитывались в православных традициях и впитали православие, что называется, с молоком матери.
Для них храм и богослужение – это не нечто чужеродное, но родной дом, где они чувствуют себя как рыба в воде. И всё же, как говорится, есть одно «но».
Подобные люди часто начинают подходить к Церкви и к взаимоотношениям внутри общины как к некоей общественно-трудовой организации, как к учреждению какому-то. Они могут прекрасно разбираться в психологических тонкостях общения между архиереем и паствой, между священниками и церковнослужителями, служащими храма, православными людьми; знать, как правильно перекреститься и в каком месте богослужения положить земной поклон. Они умеют читать шестопсалмие и кафизмы, знают, в какой момент подать кадило священнику и выйти с подсвечником пономарским, но в то же время годами не раскрывают Библию, не читают творения святых отцов и внутренне духовно не развиваются. Они являются, что называется, традиционалистами. Живут внешней жизнью Церкви, внешней формой, не развивая свою душу, внутренне не идя дорогой к Богу – своей личной каждодневной дорогой ко Господу Богу.
Основной критерий, по которому можно узнать такого человека, – это своеобразный юмор. Циничный религиозный юмор.
Пример из жизни: вместо слова «архимандрит» они могут сказать «архибандит», вместо слова «пономарь» – «схиархипономарь». Т. е. у них теряется уважение к священному сану или церковному послушанию, а также пониманию того, что это благодать Святого Духа облекла того или иного человека в священный сан для пользы Церкви. Опять же это от того, что человек не живет богообщением – живым общением с Живым Триединым Личностным Богом.
И пока он не остановится и не подумает о том, зачем я здесь, в Церкви, нахожусь, так и будет носиться, как некая бесплодная пушинка. Таких людей довольно часто их странная жизнь выталкивает потом из Церкви, и они, теряя что-то последнее в себе, какую-то последнюю крупицу веры, становятся равнодушными к религии и даже атеистами.
Здесь хочется привести пример из истории. О революции когда-то говорили, что одними из самых страшных гонителей веры православной были бывшие семинаристы. Вспомним хотя бы Иосифа Джугашвили, взявшего себе прозвище «Сталин».
Такие люди видят в Церкви только человеческое. И в этом их большая ошибка и большое горе. И таким людям хочется сказать, что им надо захотеть быть с Богом. И сквозь всё, что происходит в Церкви, сквозь богослужение, прежде всего, увидеть путь к Нему. Свой личный индивидуальный путь к Нему.
Чтобы не принести к святыне огонь чуждый (см. Лев. 10:1, 2) и не быть уничтоженными от оскорбления святыни в самом себе. Потому что в кадильницу сердца своего нужно вложить жажду Бога, тоску по нему, если хотите, мучительную любовь открытия богообщения и великое желание быть с Ним. Такой человек не просто будет ходить по храму с важным видом, духовно же находясь в юдоли земной, но не у престола Божия. Такой человек вступит в обитель Святого Духа, в небесную Святая святых уже здесь, на земле.
По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского, нам нужно благодарить Бога за то, что родились и воспитались в православной вере. Но мы не должны в ней застыть, застекленеть. Нам следует в ней развиваться. Вспомним Павлово послание: «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение; ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2 Тим. 1:6). Вот и ты развивай дар Божий, полученный тобой в Таинстве Крещения, и в Церкви тебе откроется дивный небесный мир, в который надлежит тебе войти вместе со всеми святыми и Ангелами; войти, чтобы жить вечно с Богом, ждущим именно тебя. Он откроется именно тебе.
Протоиерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь
Фото на заставке: pravlife.org
Просмотрено (150) раз