О духовных ошибках воцерковленных людей: «религиозное равнодушие» и как от него избавиться? | Воскресенский храм (старый) г. Вичуга

Выбрать страницу

О духовных ошибках воцерковленных людей: «религиозное равнодушие» и как от него избавиться?

О духовных ошибках воцерковленных людей: «религиозное равнодушие» и как от него избавиться?

В данной статье хочется поговорить о некоторых священнических наблюдениях. Они связаны с ошибками именно воцерковленных людей, которые долго ходят в храм, более или менее регулярно причащаются Святых Христовых Таин, исповедуются.

Первое явление я бы назвал «религиозная индифферентность» (с латыни «безразличие, равнодушие»), оно довольно широко развито у тех церковных людей, которые десятилетиями ходят в храм, но начали ходить в него не от какой-то внутренней боли, которая требовала врачевания, не от внутреннего поиска Бога и духовной метанойи-покаяния, скорее – по традиции. Они выросли в православных семьях, воспитывались в православных традициях и впитали православие, что называется, с молоком матери.

Для них храм и богослужение – это не нечто чужеродное, но родной дом, где они чувствуют себя как рыба в воде. И всё же, как говорится, есть одно «но».

Подобные люди часто начинают подходить к Церкви и к взаимоотношениям внутри общины как к некоей общественно-трудовой организации, как к учреждению какому-то. Они могут прекрасно разбираться в психологических тонкостях общения между архиереем и паствой, между священниками и церковнослужителями, служащими храма, православными людьми; знать, как правильно перекреститься и в каком месте богослужения положить земной поклон. Они умеют читать шестопсалмие и кафизмы, знают, в какой момент подать кадило священнику и выйти с подсвечником пономарским, но в то же время годами не раскрывают Библию, не читают творения святых отцов и внутренне духовно не развиваются. Они являются, что называется, традиционалистами. Живут внешней жизнью Церкви, внешней формой, не развивая свою душу, внутренне не идя дорогой к Богу – своей личной каждодневной дорогой ко Господу Богу.

Основной критерий, по которому можно узнать такого человека, – это своеобразный юмор. Циничный религиозный юмор.

Пример из жизни: вместо слова «архимандрит» они могут сказать «архибандит», вместо слова «пономарь» – «схиархипономарь». Т. е. у них теряется уважение к священному сану или церковному послушанию, а также пониманию того, что это благодать Святого Духа облекла того или иного человека в священный сан для пользы Церкви. Опять же это от того, что человек не живет богообщением – живым общением с Живым Триединым Личностным Богом.

И пока он не остановится и не подумает о том, зачем я здесь, в Церкви, нахожусь, так и будет носиться, как некая бесплодная пушинка. Таких людей довольно часто их странная жизнь выталкивает потом из Церкви, и они, теряя что-то последнее в себе, какую-то последнюю крупицу веры, становятся равнодушными к религии и даже атеистами.

Здесь хочется привести пример из истории. О революции когда-то говорили, что одними из самых страшных гонителей веры православной были бывшие семинаристы. Вспомним хотя бы Иосифа Джугашвили, взявшего себе прозвище «Сталин».

Такие люди видят в Церкви только человеческое. И в этом их большая ошибка и большое горе. И таким людям хочется сказать, что им надо захотеть быть с Богом. И сквозь всё, что происходит в Церкви, сквозь богослужение, прежде всего, увидеть путь к Нему. Свой личный индивидуальный путь к Нему.

Чтобы не принести к святыне огонь чуждый (см. Лев. 10:1, 2) и не быть уничтоженными от оскорбления святыни в самом себе. Потому что в кадильницу сердца своего нужно вложить жажду Бога, тоску по нему, если хотите, мучительную любовь открытия богообщения и великое желание быть с Ним. Такой человек не просто будет ходить по храму с важным видом, духовно же находясь в юдоли земной, но не у престола Божия. Такой человек вступит в обитель Святого Духа, в небесную Святая святых уже здесь, на земле.

По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского, нам нужно благодарить Бога за то, что родились и воспитались в православной вере. Но мы не должны в ней застыть, застекленеть. Нам следует в ней развиваться. Вспомним Павлово послание: «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение; ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2 Тим. 1:6). Вот и ты развивай дар Божий, полученный тобой в Таинстве Крещения, и в Церкви тебе откроется дивный небесный мир, в который надлежит тебе войти вместе со всеми святыми и Ангелами; войти, чтобы жить вечно с Богом, ждущим именно тебя. Он откроется именно тебе.

Протоиерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь

Фото на заставке: pravlife.org

Просмотрено (155) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Неделя святых жен-мироносиц


Во второе воскресенье после Пасхи вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные. Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес... далее

Скоро праздник

4 мая - Блгв. Тамары, царицы Грузинской

Время правления святой благоверной царицы Тамары был зенитом славы Грузии. Никогда ни до, ни после, Грузия не достигала такой степени внешнего могущества и внутреннего процветания. Имя святой Тамары - самое дорогое, самое сладкозвучное для слуха грузинского народа, оно сияет на небосклоне Грузинской Церкви среди имен мучеников и преподобных светом утренней звезды... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 мая — Блж. Матроны Московской далее »

3 мая — Прп. Александра Ошевенского далее »

26 апреля — Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц далее » Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

6 мая — Вмч. Георгия Победоносца далее »  Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы 2012) далее »

8 мая — Апостола и евангелиста Марка далее »

9 маяДень Победы далее » Поминовение усопших воинов