Пастырские встречи. Молитва за неверующих и иноверцев
В первую очередь молитесь за себя, за свою душу, а потом и за других, ибо каждого Бог пытается привести ко спасению.
Россия считается многоконфессиональным государством, кто-то исповедует православие, кто-то – мусульманство, кто-то – иудаизм. И исповедание разных религий не мешает людям поддерживать теплые дружеские отношения друг с другом. Но как быть, когда мы, православные, приходим в храм и хотим вознести нашу молитву Господу о наших некрещеных друзьях? Иеромонах Иннокентий (Присадков) отвечает на вопросы прихожан.
– Батюшка, моя сестра крещеная, но получила посвящение от секты Инди мастера Шурап Йоги, сейчас медитирует и говорит, что сама все знает. Как мне молиться за нее?
– Поминайте ее все равно. Она крещеная, значит, поминайте ее как заблудшую. Я думаю, что и на проскомидию тоже можно подавать ее имя, молиться обязательно нужно.
– У меня невестка ведьма, что мне делать?
– А что тут сделаешь? Это, скорее всего, сыну вашему нужно что-то делать. Ему же с ней жить. Если он поймет, что они с ней разного духа и невыносимо просто рядом находиться, то, наверное, просто разведется с ней, и всё. Если ему с ней нормально, можно только посочувствовать, конечно, и ему, и ей в этом положении. Молитесь за своего сына, молитесь за здравие его души в первую очередь, чтобы Господь ему помог. За невестку, наверное, молиться не надо, это уже перебор. Если она ведьма, то она служит нечистым духам, а за таких мы уже не молимся.
Если она ведьма, то она служит нечистым духам, за таких мы уже не молимся
– А почему нельзя молиться за колдунов?
– Дело в том, что, когда мы молимся за того или иного человека, так или иначе мы с ним духовно, душевно соединяемся. И если говорить про тех людей, которые уже одержимы темной силой, для нас будет это неподъемным некоторым бременем, чтобы нести его и вторгаться в эту область. Какие-то святые могли молиться, и их можно было бы попросить. Но нам все-таки не стоит этого делать, это выше наших сил.
– А если не знаешь точно, колдун или нет?
– А если точно этого не знаешь, значит, этого и нет.
– Может ли человек ошибиться, решая, является он православным или нет?
– Может и ошибиться, конечно. Иногда может казаться, что человек верующий, а он веру уже давно потерял. Такое тоже бывает. Например, гонения – они как раз и выявляют тех, кто верит искренне, а кто – нет. Те, кто по-настоящему верует, они все претерпевают, а те, у кого веры не хватает, проявляют слабость в ней, в верности Богу они устоять не могут.
Фото: monastery.ru
– Хорошо ли молиться за обидчиков и злых иконе Божией Матери «Прибавление ума»?
– Молитесь. Мы же молимся не просто иконе, а Божией Матери. За обидчиков молиться лучше самому: «Господи, спаси и помилуй (такого-то)». Если начинают появляться какие-то картины, образы, чувства, мысли плохие, связанные с этими вашими обидчиками, в этот момент начинайте молиться за них, пока эти помыслы, мысли и чувства от вас не отойдут. С молитвой обращайтесь к Богу, этого будет достаточно, не обязательно иконе «Прибавление ума».
– Какую молитву лучше читать, чтобы найти работу по специальности и опыту работы?
– Молятся разным святым. И Матроне Московской молятся, просят ее помочь, чтобы найти работу, и святителю Спиридону Тримифунтскому, молитесь святым, молите Бога и сами тогда проявляйте какую-то инициативу, чтобы эту работу найти, чтобы не просто сидеть на стуле где-то и смотреть телевизор.
– Как эффективнее для спасения молиться? Самому за себя или за кого-то молиться, а кто-то другой – за тебя?
– Здесь на самом деле все эти подходы необходимо применять. Самому за себя нужно молиться в первую очередь. Потом молиться за своих ближних, родных, за тех, кто вас обижает, за тех, кто вас проклинает, как в Евангелии сказано, за них тоже надо молиться. И также нужно просить других, чтобы они молились за вас. Тогда ваша молитвенная связь и общение будут более полноценными.
За себя нужно молиться, за других и просить их молиться за вас, тогда молитвенная связь будет более полноценной
– Как бороться с рассеянностью во время молитвы?
– Желательно изначально создать условия молитвы. Если вы это делаете в метро, сидя на коленке, то, соответственно, у вас и молитва будет тоже такая рассеянная. Если вы будете совершать молитву в комнате, дома и если у вас есть условия, чтобы вообще уединиться и быть одному, то это прекрасно. Сначала можно пару минут просто посидеть либо просто постоять в тишине, дождаться, пока ваши какие-то чувства успокоятся. Не из суеты сразу приступать к молитве, а успокоиться и начинать молиться. Желательно молиться вслух, потому что нам так легче сфокусироваться на словах молитвы, и молитва получается более внимательная.
Что из себя представляет рассеянность? Когда мы молимся, а куда-то умом начинаем уходить, улетать в какие-то параллельные миры или в другое какое-то там пространство. Как с этим бороться? Нужно возвращаться на то место, где вы отвлеклись, и стараться совершать уже молитву с того места, с которого отвлеклись, когда возвращаетесь заново, стараться совершать молитву со вниманием заново с этого момента.
– Как бороться с хульными помыслами? Откуда они берутся?
– Они берутся от диавола. Бороться с ними святые отцы, в частности Иоанн Лествичник, приписывают следующим образом: когда они возникают, не обращать на них внимания, игнорировать их и в этот момент просто фокусироваться на молитве. Совершенно никаким образом не пытаться на них надавить, не пытаться с ними даже бороться. Бороться с ними не надо. Как бороться с хульными помыслами? Никак – их нужно игнорировать. Это основной принцип.
Фото: monastery.ru
– Что такое хула на Святого Духа? У святых отцов разное объяснение этого понятия.
– Хулу на Святого Духа богословская мысль объясняет так, как и мы ее находим в Евангелии. Фарисеи и книжники, религиозные лидеры, противились Христу. Большинство из них понимали, что это и есть Мессия. И как раз это противление добру, противление святому, когда человек знает, что это правда, и когда он идет против этого насмерть, то это и называется хулой на Святого Духа. В евангельской истории мы знаем, что оно из себя представляло и чем это все закончилось. Закончилось все распятием Богочеловека, и иудейский народ, как богоносец, перестал существовать.
– Есть ли какая-то легкая схема для запоминания поклонов: когда земной, когда поясной и когда без них?
– Поясные поклоны мы кладем всегда при молитве, во время молитвы в храме, во время молитвы дома, словом, в любой момент. Земные поклоны на период попразднства Пасхи упраздняются. Земные поклоны в период празднования Пасхи и священнослужители в алтаре не кладут, даже в момент преложения Даров, только поясные.
– Как относиться к тем, кто во время богослужения записывает видео или фотографирует в храме, тем самым мешая?
– Можете спокойно попросить: «Простите, вы мне мешаете, не могли бы вы перед лицом камерой не водить», – и все. Не надо ни в коем случае человека укорять, ничего говорить, просто спокойно попросите. Если не послушает, лучше дальше ничего не делайте, сохраните какой-то мир и не обращайте внимания.
– Господь выгонял из храма тех, кто дом молитвы осквернял. Что делать, если разговаривают по телефону? Иудеи спросили: «Какой силой это делаешь Ты?» (см.: Мф 21: 23) – значит, делать замечание мог только Христос, а другим нужно молчать, терпеть и думать о своих грехах и промахах?
– Я вам говорю, если человек вам мешает своим поведением, то вы в спокойном духе скажите ему, что он вам мешает. Вот сейчас люди разговаривали, мешали мне, я раз спокойно попросил: «Не надо, вы мне мешаете», – люди меньше стали говорить. Опять потом начали говорить, я опять спокойно говорю: «Не надо разговаривать, вы мне мешаете, мне тяжело отвечать на вопросы», – опять стало тише. И сейчас можно сказать, что стоит идеальная тишина. Попробуйте как-то спокойно и по-доброму сказать это в храме. Если не будет срабатывать, куда деваться тогда? – Отойдите в другое место, где не разговаривают.
Господь каждого человека пытается спасти и привести ко спасению, Господь каждого вразумит
– Если монах возгордился и не имеет почтения к православным христианам, как к этому относиться?
– Господь все равно как-то каждого человека пытается спасти и привести ко спасению. Если монах возгордился и не имеет прощения к православным христианам, то у него произойдут какие-то сильные искушения, и он свое отношение к православным христианам через какое-то время изменит.
Как к этому относиться? Господь каждого человека вразумит, и если монах возгордился – то его вразумит тоже.
Фото: monastery.ru
– Для батюшек пост – это время покаяния и духовного окормления народа. А Пасха – радость, которая переживается тайно и отдельно, как работа и отпуск? Так?
– Не совсем. Мы в Пасху также окормляем народ, насколько можем это делать, и исповедуем, и проповедуем, и службы у нас не упраздняются, а по времени такие же, а где-то, может, и подлиннее. Ничего не останавливается.
Да, наверное, мы, может быть, чуть-чуть в чем-то расслабляемся, но свою работу относительно пасомых продолжаем.
– В году 52 воскресенья. Почему в каждое воскресенье в нашей Церкви не приветствуют «Христос Воскресе»?
– Вообще, есть определенные богослужебные круги. Есть годовой круг, и в каждом из этих отрезков мы придаем особое значение тем или иным событиям и настраиваемся просто. В Великий пост мы настраиваемся и погружаемся в покаяние и переживаем все те события, которые были в тот момент: страдания Христовы, Его искупительная жертва, установление таинства Евхаристии и многое другое, что было Великим постом. Потом, во время Пасхи, мы празднуем Светлое Христово Воскресение, и это период такой радости, отчасти где-то даже расслабления такого. И чтобы просто мы не расслабились совсем, есть определенное количество дней, когда мы друг друга и приветствуем соответствующим образом, и празднуем Пасху определенное количество дней. Но ничего на самом деле такого нет, если вы в воскресенье скажете человеку: «Христос Воскресе!» – это нормально. Просто у нас распространена именно такая традиция непосредственно на дни попразднства святой Пасхи.
– Когда читаешь, написано «14 колен Иуда», а иногда «12 колен», от Давида и до переселения, и до Вавилона. А когда считаем – 12 колен.
– 12 колен Израилевых – это одно. Одно дело колен, то есть количество родов, это одна ситуация. Вы немного о разных вещах говорите. От Авраама до Давида 14 родов – все правильно, а 12 колен Израилевых – от праотца Иакова было рождено 12 сыновей, которые составили 12 колен Израилевых.
Нам нужно стараться жить по Евангелию во всем, и Россия тогда возродится
– Что нам нужно делать для возрождения России?
– Стараться жить по Евангелию во всем. Если речь идет про мирян, у них создаются семьи, рождаются дети, нам нужно стараться молиться, изучать Священное Писание, изучать Библию, жить по тем принципам, которые там заложены. Участвовать в Таинствах, в богослужениях. Одним словом, жить по Евангелию, и Россия тогда возродится, если мы все начнем это делать.
Фото: monastery.ru
– Как нам почитать Царственных мучеников и святого Царя?
– Как мы святых почитаем, так же и их почитать. Наверное, тут речь идет о том, что Царь искупитель, а мы согрешили против всех, надо ли нам каяться? Если вопрос об этом, то нам перед Царем каяться не надо, мы лично перед ним не грешили. Нужно почитать его так же, как и всех святых, почитайте его житие, чтобы проникнуться.
– Разъясните, пожалуйста, почему в притче о десяти девах пять разумных не поделились маслом с пятью неразумными?
– Разумные же ответили, что если мы поделимся, то не хватит тогда и нам, и вам. Смысл делиться тогда, если не хватило бы? Вот и всё.
Иеромонах Иннокентий (Присадков)
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (27) раз