Что мы упустили в начале нашего «воцерковления»?
Многие из нас после восторженного неофитства пережили время упадка веры. Возможно, проблемы в духовной жизни возникают потому, что она изначально неправильно построена.
Многие из нас не были воспитаны в христианстве и пришли в Церковь уже в достаточно зрелом возрасте. Это не хорошо и не плохо, это просто данность. У каждого свой путь. Мы знаем множество примеров святых, немало из которых стали именоваться отцами Церкви, пришедших ко Христу сознательно, будучи сформированными личностями. Однако все же основным парадоксом нашего времени является факт формального принятия крещения в детстве. Получается, что человек посредством таинства стал членом Церкви, но никак при этом духовно не воспитывался и образом своей жизни свидетельствовал свое фактическое нахождение вне Церкви.
«Можно быть в числе христиан и не быть христианином», – пишет святитель Феофан Затворник. Но оставим проблему формального крещения для отдельного разговора. Мы знаем, что духовная жизнь не может быть хаотичной, если духовный мир, как и материальный, живет по определенным законам, то жизнь в нем имеет свои правила. Господь, конечно же, сохраняет за нами определенную степень свободы и творчества, но какие-то общие принципы мы все же соблюдаем. Потому в этот раз хочется поговорить о порядке прихода человека к Богу, потому что нарушение этого порядка чревато проблемами в духовной жизни.
«Можно быть в числе христиан и не быть христианином».
Святитель Феофан Затворник
В жизни я встречал совсем немного людей, приход которых в Церковь был обусловлен исключительно поисками Бога. Обычно к первым шагам в духовной жизни приводят какие-то житейские проблемы и беды, реже – радости, иногда даже давление со стороны членов семьи. Какое-то время человек может чувствовать удовлетворение и даже окрыленность, но потом наступает состояние выгорания, апатии и нежелания что-либо делать. Кто-то держится установкой «так надо», а кто-то уходит из Церкви. Но даже если мы далеки от депрессивных и патовых состояний, все равно, думаю, каждый переживал периоды упадка духовной жизни. Я сейчас не предлагаю универсального решения этой проблемы, но предлагаю, вместе со святителем Феофаном Затворником, день памяти которого праздновался на днях, поразмыслить над некоторыми причинами таких состояний.
Святитель, к примеру, пишет, что христианская жизнь должна начинаться с возгорания в человеке ревности и силы «пребывать в общении с Богом», и это еще до принятия крещения. И это должна быть основная причина для принятия крещения, как это было у первых христиан. Существенными чертами такого возгорания является жизнь по-христиански еще до вхождения в Церковь.
Огонь ревности возгорается при содействии благодати, так как Бог видит намерения и устремления человека, его решительность и потому даже до принятия крещения уже активно ведет его. Однако здесь очень важно помнить, что для спасения просто поступать хорошо еще не достаточно: «И часы хорошие идут исправно; но кто скажет, что в них есть жизнь?!» – замечает святитель Феофан. Все зависит от того, ради чего мы совершаем те или иные поступки. Подчас бывает, что и спортсмены живут более строгой жизнью, чем христиане, но самоограничения и самодисциплина им нужны ради победы на соревнованиях – а это чисто земная цель.
«И часы хорошие идут исправно; но кто скажет, что в них есть жизнь?!»
Святитель Феофан Затворник
Подобных примеров может каждый придумать немало. Подлинная же христианская жизнь начинается с момента, когда человек ревнует о Боге, ради Которого трудиться намного сложнее. Я по себе знаю, как бывает проще машину кирпича разгрузить, чем искренне помолиться пятнадцать минут. Не думаю, что большинство из нас пришли к Богу, начиная с ревности и чистого поиска Его, что вполне может быть причиной дальнейших проблем в духовной жизни.
Второй шаг – это крещение. Очевидно, что многие из нас не помнят его. Одно дело, когда ребенка крестят и в дальнейшем воспитывают в нормах христианской веры, совсем другое – когда, выйдя после совершения таинства из храма, тотчас возвращаются к прежней жизни, а новоиспеченный христианин о Христе ничего не слышит, пока сам к Нему не придет когда-нибудь потом.
Наверное, если бы сейчас еще сохранялся институт оглашенных, то мы намного бы серьезнее подходили к самому первому христианскому таинству. Здесь невольно вспоминаются примеры подготовки людей ко крещению в азиатских миссиях РПЦ еще сто лет назад. Это был довольно долгий процесс изучения Священного Писания и основных догматов. Можно только представить, с какими чувствами и мыслями человек тогда подходил к купели! Кроме того, мне хорошо запомнилось, как архимандрит Хрисанф (Щетковский), возглавлявший миссию в Корее, писал, что при посещении богослужений оглашенных и новокрещеных корейцев очень важно отделять от русских эмигрантов, дабы они не соблазняли новых христиан негативным примером собственного поведения и несерьезного отношения к храму.
«Из купели человек выходит совсем не таким, каким туда входит, как свет тьме, как жизнь смерти, так крещеный противоположен некрещеному».
Святитель Феофан Затворник
Святитель Феофан проводил четкую грань между крещеным и некрещеным человеком, грань, которую мы, к сожалению, никогда не чувствовали и внутренне не преодолевали. «Из купели человек выходит совсем не таким, каким туда входит, – пишет он, – как свет тьме, как жизнь смерти, так крещеный противоположен некрещеному. Зачатый в беззакониях и рожденный во грехах, человек до крещения носит в себе весь яд греха, со всею тяготою его последствий… Крещение избавляет нас от всех сих зол. Оно снимает клятву силою Креста Христова и возвращает благословение: крещеные суть чада Божии, как именоваться и быть дал им область Сам Господь».
Святитель говорил, что крещение восстанавливает в человеке Божественный порядок, перенаправляет силы к Богу, почему апостол Павел крещеных и сравнивает с воскресшим Христом (Рим. 6, 4).
Читая все это, мы можем только представить, насколько серьезным будет отношение человека к своей вере, сознательно прошедшего хотя бы описанные шаги, и это не говоря еще о покаянии. Возможно, в начале нашего «воцерковления» мы многое упустили. Сам термин «воцерковление» я пишу в кавычках, так как он совершенно неизвестен каноническому праву и явился лишь следствием той аномалии, о которой было сказано вначале – существование де-юре крещеных людей, но де-факто находящихся вне Церкви.
Однако, как говорится, «маємо, що маємо», и нужно исходить из текущей ситуации. Креститься еще раз мы не можем, потому, думаю, что каждому будет полезно хотя бы подумать над сказанным, возможно, вернуться мыслями в прошлое и внутренне пройти свой путь к Христу еще разок. Может, это кому-то действительно поможет преодолеть возникающие в духовной жизни кризисы.
Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Союз православных журналистов
Фото на заставке: elohov.ru
Просмотрено (61) раз