Какой путь более высокий: монашеский или семейный? | Воскресенский храм (старый) г. Вичуга

Выбрать страницу

Какой путь более высокий: монашеский или семейный?

Какой путь более высокий: монашеский или семейный?

Этот вопрос, мне думается, хорошо раскрывается именно в контексте жизни святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Два очень непохожих человека, два разных жизненных пути, которые соединились вокруг Господа нашего Иисуса Христа в единое целое – в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, став «живыми камнями», «живым» фундаментом её основания.

В праздновании святых первоверховных апостолов Петра и Павла можно усмотреть тот момент, что Господь показывает нам: подвиг этих святых абсолютно равнозначный, тождественный и великий в очах Божиих. Хотя пути их личностны и индивидуальны.

Апостола Петра можно назвать, выражаясь современным языком, «белым» священником. У него была жена. В Евангелии это прямо указывается, в том смысле, что упоминается исцеление Спасителем тещи Симоновой (см. Мк. 1:30, 31). Святитель Димитрий Ростовский в произведении «Житие, подвиги и страдание святого славного и всехвального верховного Апостола Петра» пишет: «Брат первозванного Апостола Андрея, святой Апостол Петр, носивший до призвания Господом Иисусом Христом имя Симона, сын иудея Ионы из колена Симеонова, происходил из Вифсаиды, незначительного и малоизвестного галилейского городка в Палестине. Он взял себе в супружество дочь Аристовула, брата святого Апостола Варнавы, и имел от нее детей: одного сына и одну дочь». Есть свидетельства, что жену апостола Петра звали или святая Конкордия, или Перепетуя.

Она была сотрудницей святого в его подвигах, трудах и евангельском благовестии. Занимала в жизни апостола примерно такое же место, как в жизни каждого православного батюшки его матушка. Об этом прямо сказано в Новом Завете: «Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?» (1 Кор. 9:5). Данное свидетельство принадлежит святому первоверховному апостолу Павлу.

А известный церковный писатель II-III столетия Климент Александрийский говорит о том, что святая Конкордия приняла мученическую кончину в тот же день, что и ее великий муж. Апостол Петр напутствовал ее перед принятием мученического венца. И позже предал в руце Божии и свою душу.

Апостол же Павел был, как и святой Иоанн Креститель, предвозвестником монашеского подвига. У него не было ни жены, ни детей. Святой со всей ревностью своей жертвенной, любящей Бога души служил Господу.

И в житиях святых первоверховных апостолов Петра и Павла мы видим, что их подвиг равнозначен. Как одинаковы и равнозначны для Господа Бога подвиги жизни христиан, живущих в семьях – в этих малых церквях, так и подвиги христиан, принесших монашеские обеты.

Об этом также сказано в Священном Писании: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2:21–24). Также: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:27, 28).

Первое чудо, которое совершает Спаситель во время Своего земного служения, – это чудо претворения воды в вино на браке в Канне Галилейской (см. Ин. 2:1–11).

В Священном Писании есть слово и о монашестве: «Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:11, 12). Здесь под скопцами подразумеваются, конечно, воздержники и аскеты всех поколений, которые дали обеты (к примеру, монашеские обеты), которые помогают им приблизиться к Богу. И Господь о них говорит положительно.

Также в Евангелии есть пример, так сказать, родоначальника монашества – святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, который не пил вина и сикера, носил грубую власяницу наподобие вериг, а пищей ему были акриды и дикий мед (см. Мф. 3:4). И это самый великий святой после Девы Марии, из рожденных женами.

Поэтому перед нами два пути – брака или монашества. Оба святы. Каждый волен выбирать крест по себе, путь по душе. Но здесь, конечно, первейшее значение имеет воля Божия касательно человека. Господь промыслительно, в конце концов, каждого из нас поставит на тот путь, который уготовлен именно для нас.

Протоиерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь

Фото на заставке: pravlife.org

Просмотрено (91) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Неделя святых жен-мироносиц


Во второе воскресенье после Пасхи вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные. Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес... далее

Скоро праздник

6 мая - Вмч. Георгия Победоносца

Георгий Победоносец - наиболее почитаемый святой ещё со времён раннего христианства. Был одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Во время гонений на христиан перед императором объявил себя христианином и после восьмидневных тяжких мучений был обезглавлен... далее Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы 2012)

Иверская икона Божией Матери принадлежит к иконописному типу Одигитрия. Оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции; согласно преданию он написан самим евангелистом Лукой... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

4 мая — Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц далее » Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

6 мая — Вмч. Георгия Победоносца далее »  Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы 2012) далее »

8 мая — Апостола и евангелиста Марка далее »

9 маяДень Победы далее » Поминовение усопших воинов