О молитве Иисусовой. Беседа 1
Сразу скажу, что тема Иисусовой молитвы – потрясающе интересная. Она имеет свою историю и теорию, ей посвящено много книг. Ииусова молитва восходит к молитве мытаря из причти Христа Спасителя о мытаре и фарисее. Ее появление относят к наставлениям святого IV века преподобного Макария Египетского. Современный текст молитвы был впервые записан святым XIII – начала XIV века преподобным Григорием Синаитом, который возродил на Афоне практику Иисусовой молитвы.
Ее текст небольшой – всего одно предложение: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». И при этом она вызывает огромный интерес, обилие споров, о ней пишут книги, существуют разные техники этой молитвы.
Одно из свойств Иисусовой молитвы – то, что именно она наиболее способствует вхождению человека в тот молитвенный ритм, который заповедал апостол Павел: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17).
Молиться Иисусовой молитвой непросто. Каждый человек воспринимает ее в свою меру. Это и всего касается. Например, многие не могут вместить Благую весть Евангелия. Отсюда и много споров вокруг Евангелия, и много недоверия. А кто-то не может вместить в своем созаниии бытие Божие. Часто это бывает по греховности: грехи человека препятствуют постижению духовных истин.
Читал о том, как некоторые миряне приезжали на Афон, чтобы научиться Иисусовой молитве у монахов, а они им отвечали: «А зачем она вам нужна? У вас есть молитвослов, Псалтирь, Евангелие». Отчасти эти монахи правы, а отчасти нет.
С той точки зрения, что человеку, живущему в миру, не нужно осваивать аскетические техники, они правы. А с той точки зрения, что мирянину не нужно стремиться к постоянной молитве, они не правы. Свои слова о том, чтобы постоянно молиться, апостол ведь обратил не к православным монахам, которых и не было в то время, когда писалось Послание к Фессалоникийцам, а ко всем христианам.
Иисусова молитва удобна тем, что ее можно читать постоянно, везде, в любое время дня и ночи. Помните, мы говорили о святителе Феофане Затворнике, который настолько проникся молитвой, что даже во сне молился, – Иисусова молитва всегда была с ним. Это хорошая практика – после чтения вечерних молитв, когда мы предали свою душу в руки Бога и легли, начать читать Иисусову молитву. Хорошо, если мы заснем молясь.
Продолжение следует
Иеромонах Михаил (Чепель)
Источник: Николо-Сольбинский женский монастырь
Фото на заставке: solba.ru
Просмотрено (158) раз