Лития: что мы напутали в служении вечерни | Воскресенский храм (старый) г. Вичуга

Выбрать страницу

Лития: что мы напутали в служении вечерни

Лития: что мы напутали в служении вечерни

Что такое лития и почему этим термином обозначаются два различных богослужебных чина? Давайте попробуем разобраться.

Тот, кто постоянно посещает храм, не мог не заметить, что литией православные называют освящение хлебов на вечерне, а также заупокойное богослужение, представляющее собой урезанный вариант панихиды. На первый взгляд, это два совершенно разных чина. Так ли это на самом деле?

Греческим словом λιτή еще с античных времен обозначались молитвы и просьбы, обращенные к божеству. Такое понимание термина перекочевало и в христианство, однако примерно с V века стало употребляться по отношению к молитвенным прошениям во время проведения литургических процессий, а уже в Х столетии таким образом стали именоваться сами процессии.

На Святой Земле лития является частью ежедневного богослужения и делится на воскресную, праздничную и вседневную (заупокойную).

Основными источниками сведений о древних литиях являются Типикон Великой церкви (Софийского собора) и сборник описаний церемоний императорского двора под названием «О церемониях», составленный византийским василевсом Константином Багрянородным. Собственно термином «лития» здесь обозначаются процессии исключительно литургического характера, проходившие по улицам столицы в сопровождении пения псалмов, молитв и ектений. Но нужно понимать, что процессии не осуществлялись самостоятельно, а являлись частью храмового богослужения. Согласно Типикону, их полагалось совершать в некоторые Двунадесятые праздники, во время чествования местных и особо чтимых святых, а также в дни избавления Константинополя от нашествия врагов или природных катаклизмов.

Помимо византийской традиции, существовали также традиции иерусалимская и Студийского монастыря. На Святой Земле лития является частью ежедневного богослужения и делится на воскресную, праздничную и вседневную (заупокойную). В Студийской обители литии совершали на Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, на Светлой седмице, а также в день памяти преподобного Феодора Студита. Литургическая процессия проходила по храмам внутри монастыря, а также вокруг обители.

Традиция служить литию на каждом воскресном бдении своим происхождением обязана лавре святого Саввы Освященного, зафиксировалась в Уставе Иерусалимском, откуда затем распространилась и на другие Церкви.

Вернемся теперь непосредственно к современной традиции служения литии. Как было сказано вначале, литией мы  сегодня привыкли называть краткое заупокойное богослужение и освящение хлебов на вечерне. Так вот, если говорить на литургическом, а не на народном церковном языке, то освящение хлебов называть литией нельзя. Это отдельный чин, со своей историей и смысловым наполнением, в силу определенных обстоятельств утративший свое первоначальное практическое значение в виде реального принятия пищи молящимися и превратившийся в довольно формальный обряд, о содержании которого не задумывается даже большинство священников. Собственно поэтому важно различать чин литии на вечерне и чин освящения хлебов, в традиции Русской Церкви перемешавшиеся друг с другом.

Согласно Типикону, лития является неотъемлемым атрибутом всякого Всенощного бдения, однако в большинстве случаев она воспринимается как особо торжественный элемент праздничного богослужения. Традиция служить литию на каждом воскресном бдении своим происхождением обязана лавре святого Саввы Освященного, зафиксировалась в Уставе Иерусалимском, откуда затем распространилась и на другие Церкви. Изначально чин литии был более обширный и предполагал литургические шествия между храмами, а также к мощам местных святых в дни их памяти. Мы видим, что прошения на литии перемежаются многократным пением «Господи помилуй», что отсылает нас к параллелям с сугубой ектеньей.

Изначально чин литии был более обширный и предполагал литургические шествия между храмами, а также к мощам местных святых в дни их памяти.

Если говорить о заупокойной литии, то сегодня она чаще всего воспринимается как требное богослужение, совершаемое по просьбе прихожан. Однако, как мы могли заметить раньше, заупокойное содержание является атрибутом вседневной литии. Согласно десятой главе Типикона, ее полагается совершать после утрени и чтения Первого часа. Сохранил современный Устав и древние традиции, так как, согласно его указаниям, начинать литию полагается с пения стихиры храма и чтения «Оглашения» преподобного Феодора Студита, посвященного распорядку жизни в его монастыре. В греческой традиции этот чин сегодня принято называть «заупокойным Трисвятым». Стоит сказать, что в некоторых храмах и монастырях служение вседневной литии возобновляют на период Великого поста – именно ради этого и принимают заупокойные «постовые» записки.

Иной характер имеет лития на Светлой седмице. Служить ее полагается не в притворе, а вне стен храма (или монастыря), при этом исход должен происходить в сопровождении хоругвей, икон и Креста. По содержанию она больше похожа не на панихиду, а на молебен, так как здесь полагается пение канона и чтение Евангелия. В прочие же воскресные дни Типиконом предписывается служение литии с пением стихир и чтением «Оглашения» Феодора Студита.

Итак, мы кратко разобрали очередную литургическую тему. Очень надеюсь, что она породит неподдельный интерес к православному богослужению, которое для многих современных христиан хранит еще немало интересных и спасительных тайн.

Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Союз православных журналистов

Фото на заставке: Лития. mir-angelica.ru / spzh.news

Просмотрено (138) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
29 апреля — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

АНТИПАСХА

Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы.
АНТИПАСХА. Фомина неделя или уверение апостола Фомы. Первый воскресный день после Праздника Пасхи, в церковном словаре носит название Антипасха. На этой неделе в церкви вспоминают апостола Фому, который пожелал лично удостовериться в воскресении Спасителя, не поверив ученикам, поведавшим ему чудесную весть... дальше

Радоница

29 апреля - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 27 апреля. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

27 апреля — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее » Иконы Божией Матери Виленской - Остробрамской далее »

29 апреляРадоница далее »

30 апреля — Обретение мощей прп. Александра Свирского далее »

2 мая — Блж. Матроны Московской далее »