Выбрать страницу

Почему православные христиане так сильно чтут Богородицу

Почему православные христиане так сильно чтут Богородицу

Каковы смысл и содержание почитания Богородицы, чем мы, христиане, это почитание наполняем?

Самое большое количество дней в православном календаре посвящено Богородице. Это и двунадесятые праздники, дни почитания Её многочисленных икон, и события церковной истории, так или иначе связанные с заступничеством Девы Марии. Давайте поразмыслим, что стоит за столь распространенным почитанием нашей Небесной Заступницы.

Итак, первое, что, пожалуй, придет большинству на ум, – это роль Девы Марии в деле спасения человека. Действительно, ведь именно Её избирает Господь для Своего воплощения и вочеловечения. Из этого следует, что в основе почитания Богородицы лежит христологический догмат. Если на данную тему мы попробуем поговорить строго в догматических определениях соборов, то ничего не найдем, кроме собственно самого термина Θεοτοκος, т. е. Богородица, утвержденного в борьбе против несторианства и отстаивавшего ипостасное единство Христа – Сына Божьего, сделавшегося и Сыном Человеческим. Таким образом, тот, кто отрицает Богоматеринство, восстает против единства Лица нашего Спасителя. Получается, что не может именоваться христианином тот, кто не почитает Богородицу. На примере образа Девы Марии мы видим теснейшую связь между догматом и культом.

Возможно, больше нам скажет Священное Писание? Нет, если ограничиться лишь библейскими текстами, то о Богородице будет засвидетельствовано несколькими местами Евангелия и единственным прямым указанием на Нее в Ветхом Завете у пророка Исайи (Ис. 7:14). Здесь хотелось бы напомнить, что о таких событиях жизни Девы Марии, как Её рождество, введение во храм и успение, мы узнаем из апокрифических источников. Однако если взглянуть на священные тексты сквозь призму почитания Богородицы, то можно увидеть, как много мест Писания Церковь использует для Её прославления.

Вне культа, вне Предания некоторые евангельские места выглядят будто противоречащими безграничному почитанию Девы христианами. Вот, к примеру, слова Христа об Иоанне Крестителе, которого Он называет самым большим из рожденных женами (Мф. 11:11). Выходит, что Предтеча, а не Богородица занимает первое место среди людей. Да, действительно Креститель – очень значимый человек в Священной истории – христиане часто его изображают, вместе с Девой Марией, молящимся у ног Христа. Однако же мы знаем, что Предтечу христиане никогда не чествовали «Честнейшим Херувим и славнейшим без сравнения Серафим». Кроме того, икону Крестителя Господнего церковная традиция никогда не помещала на иконостасе возле Царских врат вместе с иконой Спасителя. Получается, что Предание, выраженное в определенном культе, раскрывает тайну столь обширного прославления Богородицы.

Обратим внимание на другое евангельское место, где одна женщина обратилась к Христу со словами: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11:27), – на что Он ответил: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:28). Кажется, что это уничижительная по отношению к Богоматеринству мысль, в которой Спаситель отдает предпочтение тем, кто принимает и сохраняет Откровение. Однако же, как раз данный текст читается в храмах на Богородичные праздники, потому что при понимании контекста станет ясно, что здесь Богородица прославляется как нигде. Если мы обратимся к параллельному, более раннему, тексту, где евангелист Лука предает слова Христа: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8:21), – то увидим, что произнесены они были тотчас после притчи о сеятеле. А еще ранее апостол Лука нарочито дважды подчеркивает, что все слова, сказанные Христом, Мария «слагала в сердце Своем» (Лк. 8:19; 8:51). Значит, Богородица, как никто другой из людей, принимала и сохраняла Откровение, а потому столь масштабное и глубокое почитание Её христианами связано не только с Богоматеринством, но и с Её личным подвигом.

Обозначенное понимание образа Богородицы имеет еще одну очень интересную трактовку. Между Девой Марией и Церковью можно провести некоторую смысловую параллель. Подобно тому, как Богородица слагала в Своем сердце все сказанное Христом, чего не могли бы вместить и все книги мира (Ин. 21:25), подобно тому, как Она вместила Невместимого, Церковь хранит в себе Священное Предание. «Здесь – начаток одной и той же реальности, – пишет Владимир Лосский, – одна только Церковь – распространение человеческой природы Христа – может хранить полноту Откровения, которой, если бы она была записана, не мог бы вместить весь мир. Одна только Богоматерь, избранная, чтобы вместить Бога в Своем чреве, может вполне осуществить в Своем сознании все то, что связано с фактом Воплощения Слова, являющегося в то же время и фактом Её Богоматеринства». В итоге слова Христа, кажущиеся суровыми по отношению к Матери, превозносят Её свойство выше Небес. Только Богородица, единственная из людей, может именовать Спасителя Своим Сыном, только Она имеет исключительную связь, соединяющую Ее личность с Богом. Лишь Она одна стяжала всю полноту благодати, свойственную будущему веку, лишь Она, пока единственная из человеческого рода, достигла обожения.

Величие Богородицы очевидно даже тем христианам, кто не осознает данного утверждения на рассудочном уровне. Глубокое благоговение и прославление Её образа свидетельствуют об этом. Почитание Христа невозможно без почитания Его Пречистой Матери, потому на протяжении веков Церковь прославляет Деву Марию многочисленными литургическими текстами, вслушиваясь в которые мы сами проникается трепетом и любовью к нашей Небесной Царице.

Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Православная Жизнь

Фото на заставке: pravoslavium.ru

Просмотрено (112) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

2 декабря - Пророка Авдия

Пророк Авдий - один из 12-ти малых пророков. Жил приблизительно в IX веке до Р.Х.. Написал самую маленькую по объему среди книг Ветхого Завета книгу пророчеств, в которой провозвестил суд над всеми народами и обетование о спасении Израиля... далее

Свт. Филарета, митр. Московского

Святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) — митрополит Московский и Коломенский, действительный член Императорской Российской академии; почётный член Императорской Академии наук и впоследствии академик по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века. Митрополит Филарет заслуженно считался одним из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви. Соединив в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был одним из тех людей, которые избраны Самим Богом к миссии высшего духовного водительства. Помимо блестящих способностей, он обладал дивным даром красноречия - потом его называли Русским Златоустом и сравнивали с ним только слог Карамзина... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »